Ан-148

Антонов Ан-148


Галерея Ан-148

Разработчик  КБ им. Антонова
Первый полет  2004
Единиц произведено (к 2016 году)  49
Стоимость единицы $30 млн. (на 2012 год)

 

Антонов Ан-148 — ближнемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер, разработанный украинским АНТК им. Антонова в начале 2000-хх. Базовый самолет для модификации Ан-158 и транспортного самолета Ан-178.

 

История


К началу XXI века большая часть среднемагистральных и региональных авиаперевозок в России совершалась на самолётах Ту-134Ту-154 и Як-42. Все эти модели были морально устаревшими и не могли конкурировать лайнерами иностранного производства, которые активно сменяли советские самолеты в парках авиакомпаний.

Максимальное внимание авиапроизводителей было уделено именно ближнемагистральным самолетам, так как устаревание этой линейки было уже критичным, а технологический уровень предприятий, после провала 1990-хх еще не позволял создавать среднемагистральные самолеты, способные серьезно конкурировать с лидерами: Boeing 737 и Airbus A320. Работы над новыми самолетами начались в нескольких конструкторских бюро.

Изначально, в Антонове предполагалось создание 70-80-местного лайнера на основе турбовинтового Ан-140 за счет удлинения фюзеляжа, замены крыла и установки более мощной силовой установки (турбовинтовой или реактивной). Так же рассматривались варианты глубокой модификации близкого по характеристикам Ан-74, однако, тщательные исследования привели к выводу о том, что оба самолета не оптимальны в качестве базы. Было решено создать полностью новый авиалайнер.

Непосредственные работы над проектом Ан-148 начались в 2001 году. С самого начала самолет создавался с возможностью его серьезных модификаций в будущем. Если изначально он должен был перевозить до 80 пассажиров, то, в дальнейшем, он мог модифицироваться под перевозку и VIP-пассажиров, и иметь большую вместимость и иметь возможность перевозить грузы. В итоге, эти планы были реализованы в моделях Ан-158 (больше пассажиров), Ан-168 (VIP-версия) и Ан-178 (военно-транспортный).

На основе проведения консультаций с потенциальными эксплуатантами, преимущественно, из стран СНГ, было решено так же создать несколько вариантов базового Ан-148-100, отличающихся максимальной взлетной массой и дальностью полетов.

Производство самолетов наладили на двух площадках: киевском заводе Авиант и воронежском заводе ВАСО.

17 декабря 2004 года Ан-148 совершил свой первый полет. Летные и сертификационные испытания продолжались 3 года и, наконец, в 2007 году самолет получил сертификаты Авиационного регистра МАК и Авиационной Администрации Украины.

К концу 2000-хх на территории СНГ, фактически,  остались два лидера: российский Сухой (Гражданские Самолеты Сухого) с их лайнером Сухой Суперджет 100 (SSJ 100) и украинский АНТК (авиационный научно технический комплекс) им. Антонова с их Ан-148.

 

Конструкция


Ан-148 — двухдвигательный турбореактивный самолет, построенный по схеме высокоплана с крылом умеренной стреловидности, подвешенными на пилонах двигателями и Т-образным хвостовым оперением.

Система управления самолета гибридная: включает в себя основную электродистанционную систему управления и резервную механическую. Электродистанционная система так же имеет дублирование, что повышает надежность и безопасность пилотирования.

Кабина экипажа типичная для современных региональных авиалайнеров, оснащается современным пилотажным оборудованием, интерфейсом из пяти многофункциональных дисплеев и двумя классическими авиационными штурвалами.

Силовая установка — два турбореактивных двигателя Д-436-148 производства ЗМКБ Прогресс и ОАО Мотор Сич. Модификации этого двигателя устанавливаются на всех версиях Ан-148, а так же на российских амфибиях Бе-200 (эти же двигатели ранее устанавливались на Ту-334). Двигатель модернизирован, адаптирован под Ан-148 и оснащен системой управления тяги FADEC. Отвечает всем современным требованиям ICAO.

Салон имеет компоновки 3+2 в эконом классе и 2+2 в бизнес классе. Ширина салона 3,13 метра, высота 2 метра, что является весьма высоким показателем в классе. Под пассажирским салоном находятся 2 отсека для багажа. Также имеется багажный отсек в хвостовой части.

Шасси трехопорное с поворотной передней стойкой. Однако, в отличие от большинства одноклассников, Ан-148 имеет возможность взлетать и садиться с плохо подготовленных и грунтовых взлетно-посадочных полос.

Ан-148 — наследник Антонова. История и описание регионального лайнера. Видео канала Skyships

 

Модификации

  • Ан-148-100А — вариант самолёта малой дальности, рассчитанный на перевозку 70-85 пассажиров на дальность полёта 2100 км.
  • Ан-148-100B — базовая модель, рассчитанная на перевозку 70-85 пассажиров. Дальность полёта до 3500 км.
  • Ан-148-100Е — вариант самолёта с пассажировместимостью 70-85 человек, с дальностью полёта до 4400 км.
  • Ан-158  вариант самолёта с удлинённым фюзеляжем на 99 человек и дальностью полёта 2500 км
  • Ан-178 — глубокая военно-транспортная модификация на базе Ан-158

 

Эксплуатация


Производство Ан-148 развёрнуто на площадках киевского авиазавода «Авиант» на Украине и Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО) в России. В Воронеже строительство серийных Ан-148 ведётся по украинской лицензии.

Всего, на начало 2017 года изготовлено 42 самолета. Пиком выпуска был 2013 год, когда заказчикам передали 9 лайнеров.

Самолеты эксплуатируются, преимущественно, государственными службами России (СЛО, МЧО, МО, ФСБ) и Украины (МО). На экспорт самолеты поставлены в КНДР (планируются поставки на Кубу и в Сирию). Крупнейшим российским коммерческим заказчиком была авиакомпания «Россия», однако, после ребрендинга, Ан-148 из ее парка были выведены. В общей сложности, на начало 2017 года в эксплуатации находились 26 самолетов.

По причине усложнения взаимодействия с украинскими поставщиками, а так же отсутствием спроса, авиазавод ВАСО с начала 2018 года планирует законсервировать производство Ан-148.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ АН-148

Модификация Ан-148-100А Ан-148-100В Ан-148-100Е
Тип региональный пассажирский самолет
Силовая установка два двухконтурных турбореактивных двигателя Д436-148 по 6 830 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 68 (2 класса, стандартная компоновка)
75 (1 класс, стандартная компоновка)
85 (1 класс, уплотненная компоновка)
Практический потолок 12 200 м
Дальность полета 2 100 км 3 500 км 4 400 км
Максимальная взлетная масса 38,55 т. 41,95 т. 43,70 т.
Крейсерская скорость 820 км/ч
Размах крыла 28,91 м
Площадь крыла 87,32 кв. м
Длина 29,13 м
Высота 8,19 м

НОВОСТИ