Бериев Бе-103

Бериев Бе-103


Галерея Бе-103

Разработчик  ОКБ Бериева
Первый полет  1997
Единиц произведено (к 2015 году)  15

 

Бе-103 — двихдвигательный поршневой самолет-амфибия для осуществления местных авиаперевозок. Разработан в ТАНТК им. Бериева.

 

История Бе-103


Разработка легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103 началась на Таганрогском АНТК им. Г.М. Бериева, с началом 1990-х гг. на основе концепции водоизмещающего крыла с возможностью глиссирования дававшей существенный выигрыш в устойчивости движения по воде на взлетно-посадочных режимах и повышении мореходности. Низкое расположение крыла в свою очередь, создавало значительное повышение подъемной силы за счет экранного эффекта на взлете и посадке, позволяло отказаться от закрылков, упростить и облегчить конструкцию планера.

В процессе разработки, схемы и комплектации самолета несколько раз менялись. Изначально планировалось применять Т-образное хвостовое оперение и один двигатель. Однако, технические требования вынудили разработчиков перейти к схеме с двумя двигателями.

Параллельно осуществлялись поиски площадки для серийного производства самолета. Изначально планировалось развернуть производство в подмосковных Луховица, однако, планы не были осуществлены. Производство было запущено на заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО), ведущего, параллельно, программу Су-80.

Первый Бе-103 был представлен в 1996 году на выставке гидроавиации «Геленджик-96». Первый полет был осуществлен в 1997 году на аэродроме КБ в Таганроге. Планировалось, что самолет примет участие в авиасалоне МАКС-1997, но во время тренировочного полета, самолет разбился. На выставке «Геленджик-98» самолет провел полный цикл демонстрационных полетов с взлетом и посадкой на воду. Позже, в план была включена демонстрация самолета на европейском авиасалоне «Aero-99» с проведением масштабного турне по Европе до Гремании, однако, во время неудачного взлета самолет разбился, главный испытатель погиб. Программа Бе-103 оказалась под угрозой закрытия.

Тем не менее, программа была продолжена и, наконец, в 2001 году программа летных испытаний была выполнена и самолет получил сертификат типа от АР МАК. Было изготовлено 10 экземпляров.

Видео Бе-103: запись показательного полета Бе-103 на Гидроавиасалоне 2010


 

Конструкция Бе-103


Самолет-амфибия Бе-103 представляет собой моноплан с низко расположенным, водоизмещающим трапециевидным крылом.

Экипаж — один пилот. В пассажирской кабине могут размещаться пять пассажиров, в санитарном варианте — один тяжелопострадавший на носилках и двое сидячих больных с одним сопровождающим.

Конструкция лодки клепаная, выполнена из алюминиевых сплавов с применением специальных мер антикоррозийной защиты и из композиционных материалов на основе стеклонаполнителей.

Лодка разделена водонепроницаемыми переборками на пять отсеков: носовой, передний технический отсек, кабина и багажный отсек, задний технический отсек и хвостовой отсек.

Крыло самолета Бе-103 цельнометаллической конструкции, имеет трапециевидную форму с корневыми наплывами, состоит из центроплана и двух отъемных консолей. Хвостовое оперение — вертикальное, однокилевое, свободнонесущее. Горизонтальное — цельноповоротное. В средней части киля установлен управляемый стабилизатор.

Шасси трехстоечное, с передней стойкой, убирающееся в полете. Управление уборкой и выпуском шасси — гидравлическое.

Силовая установка — самолета состоит из двух поршневых шестицилиндровых двигателей воздушного охлаждения TCM IO-360ES4 производства фирмы «Teledyne Continental Motors Aircraft Product» (США), с тянущими трехлопастными реверсивными воздушными винтами изменяемого шага MTV-12-D-C-F-R(M)/CFR183-17C фирмы «MT-Propeller GmbH» (Германия). Диаметр винта 1,83 м. Двигатели установлены в обтекаемых гондолах на пилонах по обеим сторонам лодки над задней частью центроплана. Для обнаружения пожара в мотогондолах установлена система обнаружения пожара СПС-3.

Схема Бе-103


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Бе-103

Тип самолет-амфибия местных авиалиний
Силовая установка два поршневых двигателя Teledyne Continental Motors TCM-IO-360ES по 210 л.с. каждый
Максимальное число пассажиров 5 человек
Практический потолок 5 020 м
Дальность полета 1 070 км
Максимальная взлетная масса 2,27 т
Крейсерская скорость 240 км/ч
Размах крыла 12,72 м
Площадь крыла 25,10 кв. м
Длина 10,65 м
Высота 3,76 м

НОВОСТИ