Яковлев Як-40



Яковлев Як-40


Галерея Як-40

Разработчик  ОКБ Яковлева
Первый полет  1966
Единиц произведено (1966-1981)  1011

 

Як-40 — трехдвигательный реактивный пассажирский самолет для рейсов регионального и местного значения, разработанный в СССР в 1960-е годы. Первый советский гражданский самолет, сертифицированный и эксплуатировавшийся в Европе.

 

История


В начале 1960-хх авиакомпания Аэрофлот активно эксплуатировала современные и эффективные на тот момент авиалайнеры разных типов на региональных и международных линиях. Однако, в большей части местных перевозок, осуществляемых, в основном, с грунтовых аэродромов использовались устаревшие поршневые самолеты Ил-12, Ил-14 и Ли-2. Аэрофлоту нужен был новый и современный самолет.

Было принято решение начать разработку нового самолета и работа была поручена ОКБ Яковлева. Учитывая специфику задач будущего самолета, от него требовалась простота в эксплуатации и обслуживании, возможность работать с грунтовых аэродромов и любую погоду. При этом, малая дистанция полетов местных линий не требовала от самолета высоких скоростей полета. Предлагалось множество вариантов: турбовинтовой самолет, турбореактивный самолет, был даже вариант самолета вертикального взлета и посадки, однако, он оказался слишком сложным. Остановились на классическом реактивном варианте.

В 1966 году, созданный в ОКБ Яковлева самолет совершил первый полет. Год спустя началось серийное производство на Саратовском авиазаводе. Як-40 стал первым в мире реактивным самолетом местных авиалиний.

В 1981 году серийное производство было прекращено и тогда же началось списание части парка этих самолетов. Тем не менее, в кризисные 1990-ые годы, отсутствие возможности закупки новых самолетов и невысокая цена на топливо заставили региональные авиакомпании возобновить эксплуатацию этих самолетов. Вскоре появилась модернизированная версия Як-40Д с увеличенным объемом топливных баков и дальностью. Позже появились административные и VIP версии. Но, не смотря на это, в 2000-е самолет все же стал выдавливаться с российского рынка более экономичными иностранными бизнес-джетами и региональными самолетами.

Самолет использовался с 1970 года в 19 странах мира. Было произведено 1011 единиц. На момент окончания эксплуатации основного парка (2011 год) в результате катастроф и боевых действий было потеряно 117 самолетов.

Як-40. Легкий реактивный самолет. История и перспективы модернизации. Видео канала Skyships

 

Экспорт


Начиная с 1967 года самолет регулярно выставлялся на зарубежных авиасалонах и привлек внимание зарубежных авиакомпаний. Сформировался пакет заказов из ФРГ, Италии, Франции и Швеции, что для советского самолета в разгар «Холодной войны» было уникальным случаем. Однако из-за затянувшегося процесса сертификации часть заказов была потеряна. Европейские сертификаты лётной годности был получен только в 1972 году и таким образом Як-40 стал первым отечественным самолётом, получившим возможность эксплуатироваться компаниями капиталистических стран. Некоторое время самолет эксплуатировался в ФРГ и Италии.

Самолеты в течение некоторого времени эксплуатировались авиакомпаниями Италии и ФРГ.

 

Конструкция


Самолет выполнен по конструкции свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением, оснащенного тремя турбореактивными двигателями. Крыло прямое, большого удлинения. Каждая консоль крыла снабжена выдвижными закрылками и двухсекционными элеронами. Шасси трехопорное, оснащается мягкой амортизацией и колесами большого диаметра, что позволяет совершать полеты даже с грунтовых аэродромов.

Силовую установку самолета представляют три ТРДД АИ-25 разработки разработанных ЗМКБ «Прогресс» им. Академика А. Г. Ивченко. Двигатели расположены в хвостовой части самолета: два на пилонах, третий внутри фюзеляжа с S-образным воздухозаборником. Реверсивное устройство на среднем двигателе является частью конструкции самолёта. Такое решение позволило обеспечить взаимозаменяемость двигателей.

Самолёты первых выпусков имели 24 пассажирских места. Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т и числом мест 32. Як-40Д мог взять максимально до 40 человек.

Як-40 выпускался в более, чем 20 модификациях, представляющих собой как модернизации коммерческих лайнеров, так и специальные версии.

 

Ремоторизация


В конце 2016 года были проведены летные испытания модернизированного и ремоторизированного самолета Як-40. Работы были проведены силами Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина (СибНИА).

Основным новшеством самолета является замена трех двигателей АИ-25 двумя двигателями Honeywell TFE731. Это ставшие уже классическими современные реактивные двигатели, модификациями которых оснащаются многие самолеты марок Dassault Falcon, Bombardier LearJet и Cessna Citation.

Самолет так же получил новые пилоны, вспомогательную силовую установку Garrett 3092, а так же ряд бортовых систем. При этом, оригинальная конструкция самолета сохранена.

Не смотря на то, что о возобновлении производства речи не идет, на консервации в России имеется не менее 100 старых Як-40, отлетавших менее 10 лет и способных, в случае возвращения в парк, эксплуатироваться еще много лет. Предполагается, что СибНИА при помощи Минского завода гражданско авиации, имеет возможность модернизировать эти самолеты и довести их показатели до вполне эффективных по современным меркам.

Предполагается, что средний расход топлива у самолетов снизится почти вдвое, при 30-40% увеличении дальности. Высотность и скорость полета так же увеличатся.

Имея вместимость до 40 человек, самолет может занять, фактически, свободную нишу рынка внутренних авиаперевозок (учитывая стоимость модернизации до $2 млн.). Ближайший потенциальный конкурент в России — планирующийся к возобновлению производства Ил-114 вместимость которого составляет 64 человека.

 Схема Як-40



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Як-40

Тип пассажирский самолет местных авиалиний
Силовая установка 3 двухконтурных турбореактивных двигателя АИ-25 по 1 120 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 27-40 человек в зависимости от компоновки
Практический потолок 6 000 м (с пассажирами), 8 000 м (перегоночная)
Дальность полета 800 км (с нагрузкой), 2 500 км (перегоночная)
Максимальная взлетная масса 17,2 т
Крейсерская скорость 510 км/ч
Размах крыла 25 м
Площадь крыла 70 кв. м
Длина 20,36 м
Высота 6,50 м