Яковлев Як-42



Як-42


Галерея Як-42

Разработчик  ОКБ Яковлева
Первый полет  1975
Единиц произведено (1977-2003)  183

 

Як-42 — трехдвигательный реактивный региональный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х годов для замены устаревающего Ту-134.

 

История Як-42


В начале 1970-х годов Аэрофлот начал испытывать потребность в региональном пассажирском самолете, который мог бы заменить Ил-18 и, частично, Ту-134.

Разработка началась в 1972 году. Было изготовлено несколько прототипов с разной стреловидностью крыла, из которых был выбран вариант со стреловидностью 23°. Первый опытный экземпляр самолёта был выпущен Смоленским авиазаводом в конце 1974 года и в 1975 году поступил на лётные испытания.

Перевозки на Як-42 начали осуществляться Аэрофлотом в 1980 году, но катастрофа одного из в 1982 году остановила серийные поставки на 2 года. В 1988 началось серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом — Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай и на Кубу. Последний самолёт был поставлен заказчику в 2003-м году. Производство самолетов было прекращено, а Саратовский авиационный завод прекратил свою работу.

К концу первого десятилетия 21 века самолет уже уступал в топливной эффективности иностранными лайнерами аналогичной вместимости. Тем не менее, ряд авиакомпаний эксплуатировали его до сентября 2011 года, когда авиакатастрофа, унесшая жизни членов хоккейной команды «Локомотив» поставила точку в его коммерческой эксплуатации в России.

Всего было выпущено 183 самолёта (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе (1977−1981) и 172 на Саратовском авиазаводе (1978—2003).

По данным на 2013 год было потеряно 9 самолётов.

 

Конструкция Як-42


Самолет построен по схеме свободнонесущего низкоплана с фюзеляжем полумонококовой конструкции. Три ТРДД располагаются в задней части фюзеляжа: два на пилонах по бокам и один внутри фюзеляжа с выведенным S-образном каналом воздухозаборником. Самолет имеет консольное стреловидное крыло и Т-образное хвостовое оперение.

Самолет стал шагом вперед в советском авиастроении. При его разработке особое внимание уделялось экономической эффективности его производства и эксплуатации. В виду этого, в его конструкции применялось множество решений, сделавших его прямой аналог – Ту-134 архаизмом во многих экономических сравнениях. Как и на Як-40, применён встроенный трап, расположенный в хвосте.

Видео Як-42: видео взлета Як-42 из аэропорта Домодедово

Шасси самолёта трёхопорное, с выпуском передней опоры по потоку и основных опор поперёк потока в стороны, управление разворотом передней опоры, уборкой-выпуском и торможением шасси — гидравлическое. Колёса унифицированы с колёсами Ту-154.

Силовая установка – двигатели Д-36 на Як-42 не оснащены реверсом тяги, но, благодаря весьма низкой скорости посадки (около 200 км/ч) достаточно применения аэродинамических средств тормозов шасси для остановки. Установку же реверса на конструкции самолета отклонили для экономии массы самолета.

 

Модификации Як-42


Як-42 имел 8 модификаций, однако большая часть из них не была переведена в массовое производство. Крайней версией должен был быть глубоко модернизированный Як-242 с двумя двигателями ПС-90А12, но проект был закрыт.

Схема Як-42



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Як-42

Тип региональный пассажирский самолет
Силовая установка три двухконтурных турбореактивных двигателя Д-36 по 6 499 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 120 человек
Практический потолок 9 600 м
Дальность полета 2 300 км
Максимальная взлетная масса 53,5 т
Крейсерская скорость 810 км/ч
Размах крыла 34,88 м
Площадь крыла 150 кв. м
Длина 36,38 м
Высота 9,83 м