Boeing 737 (Семейство)

Семейство Boeing 737


Галерея Boeing 737

Разработчик  Boeing
Первый полет  1968
Единиц произведено  более 8500 (2015 год)
Стоимость единицы  $49 — 85 млн.

 

Boeing 737 – семейство узкофюзеляжных реактивных пассажирских самолетов. Производится компанией Boeing с 1967 года. Boeing 737 – самый массовый пассажирский самолет в истории авиастроения (к 2013 году поставлено более 7800 единиц). Этих лайнеров в эксплуатации так много, что каждые 5 секунд в мире взлетает и садится один борт семейства 737.

 

История Boeing 737


Изначально самолет разрабатывался в качестве реактивного лайнера малой дальности и пассажировместимости – всего 60 человек. В то время – начало 1960-хх, рынок был занят британским BAC 1-11 и американским DC-9 – главным внутренним конкурентом Boeing 737. При этом, конкуренты опережали компанию по срокам разработки и реализации лайнеров и будущий самолет расценивался, как довольно скромный игрок на этом рынке. Для ускорения разработки Boeing 737 значительно унифицировался с своими предшественниками – моделями 707 и 727, что заметно по общему для них внешнему виду фюзеляжа, однако, самолет являлся полностью новым, хоти позаимствовавшим часть их элементов.

В сравнении с конкурентами у Boeing 737 был шире пассажирский салон (6 кресел на ряд против 5 у остальных), а так же большая высота крейсерского полета, что позволяло снизить расход топлива. Так же, с начала разработки самолет «вырос» с 60-местного до 103-местного. Это произошло под влиянием технических требований немецкой Люфтганза, которая была заинтересована в более крупных лайнерах и ставшей первым заказчиком этой модели.

Торжественная церемония выкатки первого самолета была проведана 17 января 1967 года. На тот момент Boeing имел порядка 62 заказов на свою новую модель. Наконец, 9 апреля 1967 года, лайнер с бортовым номером N73700  совершил свой первый полет. Всего в процессе летных и сертификационных испытаний участвовало 5 самолетов. К концу 1967 года портфель заказов вырос до 141 единицы.

В декабре 1967 года оба типа Boeing 737-100 и -200 одновременно получили сертификаты типа и были готовы для эксплуатации в авиакомпаниях. Первые построенные самолёты, участвовавшие в программе испытаний, были, наконец, переданы своим новым владельцам для переучивания и подготовки экипажей. Boeing 737-100 был введён в эксплуатацию в западногерманской авиакомпании Люфтганза в феврале 1968 года.

Изначально, площадкой окончательной сборки был завод Boeing Field  в Сиэтле, предварительной сборкой фюзеляжей занимался другой завод Boeing в городе Вичита. Большинство других элементов таких, как шасси и детали интерьера, изготавливается субподрядчиками. В 1970 году изготовление фюзеляжей переехало из Вичиты в Рентон, где и продолжается до сих пор.

В начале 1980-х Boeing 737 серии Original столкнулся с серьезным вызовом. На рынке появились новейшие двигатели, среди которых был CFM International CFM56, который, практически, по всем параметрам значительно превосходил JT8D, ставившийся в то время на 737. Было принято решение о ремоторизации, однако, новый двигатель был крупнее в диаметре и под крыло, как раньше просто не помещался. Поэтому Boeing подвесил новые двигатели на пилонах немного выше, а все агрегаты устанавливать не вокруг двигателя, а по бокам – поэтому мотогондола выглядит «расплющенным». Так же на обновленный самолет установили оборудование от новых моделей 757 и 767. В итоге, в 1984 году взлетел Boeing 737-300 – первый представитель серии Classic.

Видео Boeing 737 : Видеозапись выруливания и взлета самолета авиакомпании ЮТэйр в аэропорту Домодедово

 

Новым вызовом для уже распространенной к 1990-м годам стал уже не двигатель, а самолет – детище молодой европейской корпорации Airbus модель A320. Естественно, Boeing уже не отделался бы ремоторизацией и пошел на более серьезные меры: новое крыло, новая авионика, модернизированные двигатели, винглеты, «стеклянная» кабина, дизайн кабины и элементов салона перешел на самолет прямиком с новейшего Boeing 777. В итоге, самолеты серии 737-600, -700, -800 и -900 значительно превосходили «классические» самолеты, а с версией Original их объединяло, разве что, название модели вид фюзеляжа.

К началу 2000-х самолеты серии NextGeneration (NG) стали бестселлером: в 2001 году на Boeing 737NG за неделю было получено больше заказов, чем на Boeing 757 за весь год и, фактически, вытеснил его с рынка. В итоге, первое десятилетие XXI века стало временем доминирования серии NG.

В феврале 2006 года Boeing поставил авиакомпании Southwest Airlines самолет Boeing 737-700. Это был 447 борт этого типа у авиакомпании и 5000-й борт этого типа, поставленный компанией Boeing.

К середине второй декады XXI века серия NG вновь приняла новый вызов и снова от своего главного конкурента Airbus A-320 с началом разработки ее серии NEO (New Engine Option) с новым двигателем и обширной модернизацией самолета. Ответом Boeing стал проект 737 MAX, который должен появиться на линиях к 2017 году.

 

Семейства самолётов Boeing 737


Все самолёты Boeing 737 разделены на 3 семейства: 737 Original (Оригинальный), 737 Classic (Классический) и 737 Next Generation (Следующее поколение, NG).

  • Original: 737-100, -200 (производились с 1967 по 1988 год)
  • Classic: 737-300, -400, -500 (производились с 1983 по 2000 год)
  • Next Generation: 737-600, -700, -700ER, -800, -900, -900ER, BBJ, BBJ2 (производятся с 1997 года)
  • MAX: готовится к выпуску с 2017 года.

Подавляющее большинство самолётов Boeing 737 — коммерческие самолёты семейств Classic и Next Generation.

 

Военные варианты Boeing 737


Существует несколько типов военных самолётов, которые созданы на базе гражданских Boeing 737 для специальных целей.

  • Т-43 — Boeing 737-200, используемый для подготовки штурманов в ВВС США. Некоторые из этих самолётов были переоборудованы в СТ-43 для перевозки людей.
  • SLAMMR — самолёт морской разведки, либо транспортный самолёт, оснащённый многофункциональным бортовым радаром. 3 таких самолёта были проданы ВВС Индонезии.
  • C-40 Clipper — разработанная на основе 737-700С замена для C-9 Skytrain II. С-40В и С-40С используется ВВС США для перевозки высокопоставленных военных чинов.
  • Project Wedgetail — самолёт дальнего радиолокационного дозора на основе Boeing 737-700IGW. Примечательно, что первым заказчиком на самолёт были ВВС Австралии. Кроме того, ожидаются заказы от Турции, Южной Кореи и Италии.
  • P-8 — многофункциональный самолёт для авиации ВМС, разработанный на основе 737-800ERX, призванный заменить уже устаревший легендарный противолодочный самолёт времён холодной войны P-3 Orion. Ожидается не менее 100 заказов, в первую очередь от ВМС США. Возможны заказы от стран НАТО. Самолёт уникален тем, что его крылья венчают загнутые как у Boeing 767-400 внутрь законцовки крыла, а не вертикальные, как у Boeing 737-800.

no images were found

 

Аэродинамическая схема Boeing 737


Boeing 737 — двухдвигательный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением, с турбовентиляторными двигателями, установленными под крылом. При полной загрузке двигатели находятся на высоте 46 см над покрытием взлётной полосы.

 

Катастрофы Boeing 737


В период эксплуатации до 2013 года потерпели катастрофу 174 самолета с гибелью 3835 человек. Самолет подвергался криминальным и террористическим атакам 110 раз.

Крупнейшая катастрофа Boeing 737 произошла в Мангалоре в 2010 году, когда самолет выкатился за пределы полосы и загорелся. Погибло 158 человек.



НОВОСТИ