Boeing 737MAX

Boeing 737MAX


Галерея Boeing 737MAX

Разработчик Boeing
Первый полет 2016
Единиц произведено 5 (2017)
Стоимость единицы  $90,2 млн. (MAX 7)
$110,0 млн. (MAX 8)
$112,9 млн. (MAX 8-200)
$116,6 млн. (MAX 9)

 

Boeing 737 MAX — глубокая модернизация семейства узкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров Boeing 737, призванная заменить на рынке лайнеры поколения Boeing 737NG (Next Generation). Основное изменение связано с ремоторизацией самолетов и установкой новых двигателей семейства CFM LEAP-1B.

 

История


В 2006 году, когда появилась первая информация о работах по созданию среднемагистральных лайнеров в России и Китае, а Airbus развернул программу A320E, концерн Boeing так же рассматривал варианты повышения конкурентоспособности своего семейства 737. Причем, этот вопрос для Boeing был крайне сложным: Россия и Китай создавали свои самолеты с нуля, а Airbus выбрал самый экономичный вариант — модернизацию своего довольно молодого лайнера. Boeing 737 же впервые взлетел в 1967 году и никак не может считаться молодым не смотря на все модернизации. Долгое время серьезно рассматривался вопрос создания совершенно нового самолета с использованием технологий, наработанных на Boeing 787 Dreamliner. Однако, такой проект предполагал не только создание самолета, но и серьезное перевооружение производств и сети технической поддержки, что означало колоссальные трудовые и финансовые затраты.

Этот вопрос так и оставался нерешенным до 2010 года, когда Airbus официально анонсировал программу модернизации A320neo. Стало ясно, что дальнейшие отлагательства в работе над семейством 737 приведет к утере конкурентоспособности Boeing на самом главном авиационном рынке. Последним ударом стал рекордный заказ американской авиакомпании American Airlines на 460 лайнеров из которых половина из семейства A320ceo и neo, при том, что ранее парк этой авиакомпании полностью состоял из лайнеров Boeing. Наконец, было решено провести модернизацию и ремоторизировать самолеты семейства 737.

В 2011 году Boeing анонсировал программу, предполагающую повышение топливной эффективности лайнеров на 16% в сравнении с A320ceo и на 4% в сравнении с A320neo. Достижение поставленной цели требовало внесения изменений в конструкцию самолета, в первую очередь, для повышения аэродинамической эффективности планера. Конфигурация будущего Boeing 737 MAX была утверждена в 2013 году. Стоимость программы модернизации должна была достигать $1,8 млрд, а с учетом серьезной работы по адаптации двигателей CFM LEAP под этот самолет цена достигла $3 млрд. При этом, создание нового лайнера обошлась бы Boeing в $10-12 млрд. Тем не менее, предполагается, что MAX станет крайним поколением модели 737 и к 2030 году ему на замену Boeing все же создаст новый самолет.

В конце лета 2013 года на заводе Spirit Aerosystems в Вичите был изготовлен первый фюзеляж Boeing 737 MAX для проведения испытаний. В декабре 2015 года первый полностью собранный Boeing 737-8 MAX под именем Spirit of Renton прошел публичную презентацию (выкатку) на заводе в Рентоне. Первый полет самолет совершил в январе 2016 года спустя 49 лет после первого полета первого лайнера Boeing 737.

Очень серьезной модернизации подверглись производственные линии завода корпорации Spirit Aerosystems — производителя большой части конструкции планера Boeing 737. Изменениям подверглось производство фюзеляжей, крыльев, пилонов и мотогондол. Масштабная роботизация, как предполагается, повысит скорость изготовления деталей на 33%.

Самолет проходил испытания в высоком темпе. В марте 2017 года он получил сертификат FAA, а спустя несколько недель и EASA.

Первый серийный лайнер MAX 8 был поставлен в мае 2017 года малазийской авиакомпании Malindo Air. До конца 2017 года Boeing планирует поставить 50-75 самолетов поколения MAX и около 500 самолетов поколения NG.

 

Boeing 737 MAX — наследник короля. История и описание авиалайнера

 

Конструкция


Конструкционно, Boeing 737MAX значительно унифицирован с лайнерами поколения NG, на базе которых был создан. Однако, самолет подвергся множеству модификаций.

Одной из самых визуально явных инновация поколения MAX являются новые винглеты с двойными законцовками. Они позволяют снизить расход топлива на 1,5% в сравнении с большими винглетами поколения NG, но, при этом, удерживают размах крыла в пределах правил ИКАО для среднемагистральных лайнеров (размах крыла Boeing 737MAX больше размаха крыла A320neo примерно на 10см). Новые винглеты имеют высоту 2,9 метра.

Помимо винглетов модификации подверглось хвостовое оперение, ниша для вспомогательной силовой установки, а так же множество других элементов планера самолета. Часть этих модификаций фирма Aviation Partners (изготовитель множества аэродинамических элементов) предлагает в качестве опции для Boeing 737NG.

Так же изменениям подверглись другие элементы самолета. Передняя опора шасси стала на 20 см выше. Эта мера стала необходимостью для обеспечения минимальной высоты (43см) расположения увеличившихся двигателей. Так же, для обеспечения безопасности работы двигателей была усилена основная опора шасси, приподняты пилоны, а так же усилена конструкция крыла.

Двигатели

Boeing 737MAX оснащается новыми двигателями CFM International LEAP-1B. Они на 10-12% экономичнее двигателей CFM56-7B, которые устанавливаются на Boeing 737NG. LEAP-1B значительно тише предшественников, снижают выбросы углекислого газа на 20%.

Двигатель LEAP-1B имеет диаметр вентиллятора 176 см, что на 11 см больше вентиллятора CFM56-7B. Кроме того, каждый двигатель тяжелее предшественника на 385 кг и достигает массы в 2,78 тонн.

В сравнении с LEAP-1A и PW1100G от Airbus A320neo, двигатель LEAP-1B имеет меньшую степень двухконтурности (9:1 в LEAP-1B против 11:1 в LEAP-1A), но потеря эффективности компенсируется меньшей массой и аэродинамическим сопротивлением.

Мотогондола была полностью. Моторы получат пилообразные шевроны и электронные элементы корректировки реактивной струи, которые уже применяются на двигателях Boeing 787 и Boeing 747-8.

Бортовая электроника

Комплекс БРЭО для Boeing 737 разработал традиционный подрядчик — фирма Rockwell Collins. Кабина пилотов получит четыре новых широкоформатных дисплея (диагональ -15,1 дюйм — такие же используются на Boeing 787). Тем не менее, кабина MAX не подверглась значительным изменениям и, в сравнении с новыми лайнерами МС-21 и C919 выглядит довольно консервативно. Это вынужденная мера для обеспечения плавности перехода между поколениями NG и MAX.

Пассажирский салон был значительно переработан с технологиями от Boeing 787 и в базовой комплектации предлагает дизайн Boeing Sky Interior.

 

Модификации


Boeing планирует создать три базовые модификации лайнеров: 737 MAX 7, MAX 8 и MAX 9. С течением времени, они придут на смену сериям 737-700, -800 и -900ER.

737 MAX 7

Boeing 737 MAX 7 является укороченной версией базового MAX 8. Приходя на смену модели 737-700, новый самолет вмещает на 2 ряда кресел больше (+12 мест) и может перевозить от 138 до 172 пассажиров. Самолет имеет то же крыло и шасси, что и модель MAX 8, но фюзеляж укорочен на 3,9 метра.

737 MAX 8

Первый собранный экземпляр и базовая модификация семейства MAX. Предназначен для замены базовой модификации Boeing 737-800. Пассажирский салон рассчитан на перевозку 162 пассажиров в 2-классовой компоновке. Первый лайнер был передан авиакомпании Malindo Air в мае 2017 года. Это была первая коммерческая поставка семейства MAX.

737 MAX 8-200

В 2014 году Boeing приняли решение создания на базе модели MAX 8 особой версии с уплотненным одноклассовым салоном, способным вместить до 200 пассажиров (поэтому модель называется -200). Самолет получил дополнительный аварийный выход, а размеры пассажирской зоны увеличились за счет уменьшение камбузов. В такой конфигурации расходы авиакомпании в пересчете на одного пассажира снижаются на 20%, что делает самолет наиболее экономичным в классе. Эта версия идеально подходит для сегмента лоукостеров (авиакомпания Ryanair заказала 100 таких самолетов в 2014 году).

737 MAX 8 ERX

Помимо базовой версии 8 и уплотненной версии 8-200, Boeing так же планирует создать модификацию 8 ERX. Самолет имеет базовый фюзеляж и компоновку салона, но крыло, шасси и конфигурация двигателей у него взяты с увеличенной версии  MAX 9. Увеличение взлетной массы идет за счет увеличение объема топлива. Дальность полета при этом будет достигать 7400 километров. Предполагается, что этот самолет станет прямым конкурентом модели Airbus A321LR.

737 MAX 9

Модель MAX 9 придет на смену модели 737-900. Самолет имеет усиленное шасси, увеличенное крыло и форсированные двигатели. Фюзеляж удлинен на 2,7 метров и позволяет вмещать до 220 пассажиров. Стартовый заказчик — авиакомпания Lion Air, которая получит первый борт в начале 2018 года.

737 MAX 10

Для полноценной конкуренции с лайнерами Airbus A321, Boeing ведет проработку вопроса создания увеличенной версии модели MAX 9. Предполагается, что конструкция самолета может быть усилена, а двигатели заменены на увеличенные версии с большей тягой (при этом, высота стоек шасси будет еще раз увеличена). Фюзеляж будет удлинен на 1,7 метра, а вместимость при этом возрастет до 189-230 пассажиров. Предполагается, что самолет может быть выведен на рынок к 2020 году.

Boeing Business Jet

Boeing планирует создание двух модификаций больших бизнес-джетов на базе моделей MAX 7, MAX 8 и MAX 9. BBJ MAX 8 будет летать на 11 714 километров, а BBJ MAX 9 на 11 584 километра. Меньшая модификация BBJ MAX 7 сможет летать на 13 000 километров. Все самолеты будут на 10% экономичнее предшественников будучи при этом более крупными.

 

Заказы и поставки


Первое время данные по заказчикам самолетов были засекречены. К 2011 году Boeing объявили, что первыми заказчиками являются авиакомпании American Airlines, Lion Air и корпорация SMBC Aviation Capital. Они, а так же еще 6 авиакомпаний заключили контракты на 700 лайнеров. К концу 2011 году Southwest Airlines заключила крупнейший заказ на 150 самолетов с опционом еще на 150.

В общей сложности, на 2017 год Boeing имеет заказы на 3714 лайнеров Boeing 737MAX. Поставки начались весной 2017 года.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Boeing 737MAX
Тип Среднемагистральный пассажирский самолет
Модификция 737 MAX 7 737 MAX 8 737 MAX 9
Силовая установка 2 CFM International LEAP-1B
Тяга двигателей 12,14 — 13,29 тс каждый
Пассажировместимость 138 (2 класса)
172 (1 класс)
162 (2 класса)
200 (1 класс)
180 (2 класса)
220 (1 класс)
Практический потолок 12 000 м
Дальность полета 7 084 км 6 510 км
5 000 км (MAX 8-200)
6 510 км
Максимальная взлетная масса 80.3 т 82.2 т 88.3 т
Крейсерская скорость 842 км/ч
Размах крыла 35,9 м
Длина 35,6 м 37,57 м 42,2 м
Высота 12,3 м

НОВОСТИ