Boeing 747 (Семейство)



Семейство Boeing 747


Галерея Boeing 747

Разработчик  Boeing
Первый полет  1969
Единиц произведено  1510 (на 2015 год)
Стоимость единицы  $228-260 млн. за Boeing 747-400 (2007)

 

Boeing 747 – семейство дальнемагистральных широкофюзеляжных четырехдвигательных реактивных авиалайнеров. Первый в мире двухпалубный серийный коммерческий пассажирский самолет, часто именуемый Jumbo Jet. Создан компанией Boeing в 1969 году.

Лайнер имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Размеры и своеобразный «горб» верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолётов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации.

Несмотря на высокую стоимость, благодаря высокой экономичности массовых авиаперевозок и лизинговым схемам эксплуатации, это один из самых распространённых в мире широкофюзеляжных пассажирских самолётов. До января 2014 года было заказано 1537 единиц, поставлено 1482 самолёта.

 

История Boeing 747


Бурный рост авиаперевозок 1960-хх годов, особенно на рынке США быстро сделал тогдашний флагман Boeing – модель 707 недостаточно эффективным, так как он уже не справлялся с растущим пассажиропотоком. Кроме того, крупнейший американский перевозчик – Pan American выработала требования к новому лайнеру, который должен был оказаться вдвое больше 707-ого.

Выход этих требований наложился на момент, когда компания Boeing проиграла тендер ВВС США на поставку тяжелых военно-транспортных самолетов компании Lockheed с ее Galaxy C-5. Оставшись с невостребованным военным транспортом Boeing начала адаптировать его под возможные гражданские перевозки, открыв проект под обозначением «747». Первым заказчиком, естественно, стал Pan Am.

Создание самолета было сопряжено с огромными рисками. Никто ранее не пытался создать такой большой серийный авиалайнер, для 747-ого Boeing построил новый огромный завод в городе Эверетт. Специально для самолета компания Pratt & Whitney разработала турбовентиляторный двигатель JT9D, который в то время считался просто гигантским. Для того, что бы самолет мог взлетать с обычных полос огромное крыло лайнера оснащалось сложной механизацией и управлялось гидросистемой, резервированной четырежды. Кроме того, считалось, что такой большой самолет вскоре может быть заменен сверхзвуковыми лайнерами, поэтому параллельно разрабатывалась его чисто грузовая версия. Расходы на создание самолета были такими большими, что к моменту реализации проекта Boeing был на грани банкротства. Тем не менее, в 1969 году первый самолет в корпоративных ливреях Pan Am был представлен публике.

 

Модификации Boeing 747


Boeing 747-100

Boeing 747-100 был первой моделью из серии «747» и вскоре после своего появления получил прозвище Jumbo. Всего было построено 250 самолётов этой модификации. Перестал поставляться авиакомпаниям в 1986 году.

Основной вариант 747-100. Первый самолет под официальным обозначением Boeing 747-100 был построен 2 сентября 1968 года. Первый полёт состоялся 9 февраля 1969 года. 1 января 1970 года принадлежавшим Pan Am  самолётом был выполнен первый коммерческий рейс. Первой европейской авиакомпанией, которая приобрела лайнер была Lufthansa, которая получила в общей сложности три самолёта этой модели. На самых первых самолётах на верхней палубе располагалось помещение для отдыха с тремя иллюминаторами. Несколько позже, когда авиакомпании стали использовать верхнюю палубу для пассажиров первого и бизнес-класса, палуба была окончательно переоборудована в пассажирский салон, рассчитанный на 60 пассажиров.

Boeing 747-100B отличался от своих предшественников усовершенствованной системой управления и шасси. Первым заказчиком Boeing 747-100B стала авиакомпания Iran Air, получившая первый экземпляр 2 августа 1979 года. Остальные восемь экземпляров были проданы Saudi Arabian Airlines.

Видео Boeing 747: Руление и взлет лайнера авиакомпании KLM

 

Boeing 747SP

Модификация Boeing 747SP (Special Performance) была разработана в 1976 году. Этот самолёт был создан для того, чтобы составить серьёзную конкуренцию DC-10 и L-1011. Дело в том, из-за своих размеров Boeing был часто нерентабелен на маршрутах средней загруженности, и проигрывал на них Дугласам и Локхидам. Разработка Boeing 737 и 747 отнимала у компании слишком много денег, поэтому у компании не было возможности создать принципиально новый самолёт. Вместо этого у самолета был укорочен фюзеляж и была проведена некоторая оптимизация параметров самолёта специально для маршрутов небольшой загруженности.

Помимо укороченного фюзеляжа, у 747SP увеличена площадь поверхности киля и изменена механизация крыла. 747SP брал на борт до 220 пассажиров. Максимальная дальность полёта составляла 10 500 км на крейсерской скорости 980 км/ч.

До появления Airbus A340 747SP обладал наибольшей дальностью полёта среди пассажирских самолётов и пользовался популярностью у компаний, занимавшихся трансокеанскими перевозками — American Airlines, Qantas и Pan American. Несмотря на свои технические преимущества, 747SP не стал так популярен, как надеялся производитель. Было построено всего 45 самолётов этой модификации.

Boeing 747-200

Представленный в 1971 году Boeing 747-200 отличался от предшественника более мощными двигателями и увеличенной взлетной массой, что позволило увеличить дальность полетов. У крайней модификации, 747-200B, выпускаемой с 1980-х, дальность полёта доведена до 10 800 км. На основе планёра Boeing 747-200 были построены модификации для ВВС США в том числе и Борт №1.

Как и 747-100, многие пассажирские самолёты 747-200 были позже переоборудованы в грузовые.

Boeing 747-300

Boeing 747-300 изначально задумывался как трёхмоторная версия Boeing 747SP, однако от этого плана быстро отказались из-за малого спроса на такую модель на рынке.

Обозначение 747-300 было присвоено новому самолёту, появившемуся в 1980 году. На этом самолёте была значительно увеличена верхняя палуба, что увеличило пассажировместимость. Максимальная дальность полёта составила 12 400 км.

Boeing 747-400

Основная статья  747-400

Boeing 747-8

Основная статья  747-8

Boeing 747 LCF Dreamlifter

Основная статья  747-LCF Dreamlifter

Силовые установки

  • Boeing 747-100
    • 4 Pratt & Whitney JT9D-7A
  • Boeing 747-200/300
    • 4 Pratt & Whitney JT9D-7R4G2
    • 4 Rolls-Royce RB211-524D4
    • 4 General Electric CF6-50E2
  • Boeing 747-400
    • 4 Pratt & Whitney PW4062
    • 4 Rolls-Royce RB211-524H
    • 4 General Electric CF6-80C2B1F
  • Boeing 747-8
    • 4 General Electric GEnx

 

Интересные факты о Boeing 747


  • Boeing 747-400 состоит из 6 млн деталей (половина из которых — крепёж), производимых в 33 разных странах.
  • Один двигатель самолета создаёт бо́льшую тягу, чем все четыре двигателя Boeing 707.
  • Из-за очень большой длины фюзеляж в течение полёта слегка изгибается. Это не было предусмотрено во время конструирования и сначала приводило к раскачиванию самолёта при полёте на автопилоте. Затем были сделаны доработки, устранившие эту проблему.
  • В 1970-х годах пилоты дали прозвище 747 «королева небес» (англ. Queen of the Skies) за большие размеры.
  • Лайнер сертифицирован для полётов на трёх двигателях. Даже при отказе на разбеге одного из его четырёх двигателей он может взлететь и продолжить полёт до аэропорта назначения.
  • До 1980-х годов в каждом самолёте содержалось около 1500 кг обеднённого урана в качестве балластной массы в рулевых поверхностях.
  • Во время операции «Соломон» был поставлен мировой рекорд по перевезённому количеству пассажиров за один полёт одним воздушным судном — 24 мая 1991 года «Boeing-747» авиакомпании El Al перевёз в Израиль 1122 пассажира.
  • На всех модификациях для возможной замены двигателей в удалённых аэропортах на Boeing 747-400 предусмотрена возможность доставки двигателя на внешней подвеске. Дополнительная точка крепления расположена под крылом между двигателем № 2 (ближний к фюзеляжу слева) и фюзеляжем. Таким образом, самолет может лететь с пятью закреплёнными на нём двигателями (запасной двигатель при этом не работает).

 

Аварии и происшествия с Boeing 747


По состоянию на апрель 2013 года в общей сложности 51 самолёт был потерян в результате катастроф и серьёзных аварий. Лайнеры этой модели пытались угнать 31 раз, при этом 25 человек погибло. Всего в этих происшествиях погибло 3732 человека. Самая крупная по числу жертв авиационная катастрофа произошла в 1977 году на острове. На взлётно-посадочной полосе столкнулись два самолета, погибло 583 человека.