C-17 Globemaster III

C-17 Globemaster III


Галерея C-17

Разработчик  McDonnell Douglas
Первый полет  1991
Единиц произведено  256 (2013)
Стоимость единицы  $316 млн.

 

C-17 Globemaster III – тяжелый военно-транспортный самолет. Разработан компанией McDonnell Douglas в 1980-х годах.

 

История C-17 Globemaster III


В конце 1970-х расширение задач военно-транспортной авиации США и необходимость возможности быстрой переброски больших группировок войск на потенциальные фронтовые зоны в Европе заставило ВВС США начать изыскания по новому военному транспорту. Стоявшие в то время на вооружении C-141 Starlifter были недостаточно грузоподъемны, а самолеты С-5 Galaxy не могли доставлять грузы в прифронтовые зоны без аэродромов (которые, в случае войны СССР, вероятно, были бы уничтожены).

ВВС США требовался тяжелый самолет с большой дальностью полета, способный дозаправляться топливом в воздухе и оптимизированный, прежде всего, для перевозок крупногабаритных грузов между театрами военных действий, с доставкой их непосредственно в районы боев. Это предъявляло повышенные требования к взлетно-посадочным характеристикам и боевой живучести новой машины.

Запрос предложений по программе С-Х был выдан промышленности в октябре 1980 года. В конкурсе проектов участвовали ведущие самолетостроительные фирмы США — Boeing, Lockheed и McDonnell Douglas. Победителем тендера стал третий.

Эскизное проектирование самолета С-Х началась в январе 1982 года, а 31 декабря того же года был подписан контракт стоимостью 3,4 млрд.долл. на полномасштабную разработку самолета (получившего военное обозначение C-17А) и постройку трех опытных машин (одна — летная и две — для статиспытаний).

Не дожидаясь начала летных испытаний, еще 20 января 1988 года был подписан контракт стоимостью 604 млн. долл. на подготовку к серийному производству и постройку двух серийных самолетов. Сборка первого из них завершилась на авиационном заводе в г. Лонг Бич 21 декабря 1990 года, а первый полет состоялся 18 мая 1992 года. В феврале 1993 года C-17А было присвоено название Globemaster III.

Программа летных испытаний завершилась 15 декабря 1994 года, к тому времени заказчику — ВВС США — было поставлено уже 16 серийных машин.

В соответствии с первоначальными планами ВВС США до 2000 года должны были получить 210 самолетов С-17А, при этом полная стоимость программы оценивалась в 37,1 млрд.долл. при цене одного полностью оснащенного самолета в 125 млн.долл. В 1991 году объем заказа был сокращен до 120 самолетов, закупки которых должны завершиться в 2003 финансовом году, а поставки — в 2004 году.

В настоящее время C-17 является одним из наиболее современных военно-транспортных самолетов и прямым конкурентом российского Ил-476.

Видео C-17 : Руление и взлет с базы ВВС в Венгрии

 

Конструкция C-17 Globemaster III


Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с фюзеляжем большого диаметра, высокорасположенным крылом и Т-образным оперением. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов, доля КМ составляет 10-15% (поверхности управления, концевые поверхности крыла створки шасси, зализы и обтекатели).

Фюзеляж типа полумонокок со скошенной вверх хвостовой частью снизу которой расположены два аэродинамических гребня. Грузовая кабина с задней грузовой рампой, на которой в полете может размещаться груз массой до 18,1 т. В грузовой кабине можно разместить танк М1А1, боевые машины пехоты М2/3, грузовики массой по 45 т (по два в ряд), джипы (по три в ряд), самоходную артиллерийскую установку калибра 155 мм, до трех боевых вертолетов АН-64 «Апач», до 18 контейнеров 463L с грузом. Установлены 54 несъемных откидных сиденья для перевозки личного состава, дополнительные 48 сидений (для размещения по шесть в ряд) планируется хранить на борту фюзеляжа, по бортам установлены стойки для крепления 12 носилок. Нижняя часть фюзеляжа бронирована для защиты от стрелкового оружия. Возможно беспосадочное десантирование грузов на платформах с предельно малых высот с помощью вытяжных парашютов (система LAPES) или выброска до 102 парашютистов.

Типовая численность экипажа три человека: командир и второй летчик, кресла которых расположены рядом, и оператор погрузочно-разгрузочного оборудования, рабочее место которого находится по правому борту под приподнятым полом кабины экипажа. Кроме того, имеются места для двух наблюдателей.

Шасси трехопорное убирающееся с гидравлическим приводом и возможностью аварийного выпуска под действием силы тяжести. Рассчитано на посадку при скорости снижения 4,57 м/с и эксплуатацию с бетонированных и небетонированных ВПП. Передняя стойка двухколесная, убирается вперед. Основные стойки шестиколесные с двумя последовательно расположенными одноосными трехколесными тележками, убираются в обтекатели по бокам фюзеляжа. Система торможения позволяет остановить самолет, движущийся со скоростью 240 км/ч, при массе 228 т на дистанции 490 м за 14 с. Колея шасси 10,27 м, база 20,05 м.

Силовая установка. Четыре двигателя располагаются в подкрыльных гондолах на пилонах. ТРДД F117-PW-100 модульной конструкции является вариантом гражданского двигателя PW2040 (установлен на самолете Boeing 757).

 

Аварии и катастрофы C-17 Globemaster III


28 июля 2010 года C-17 ВВС США (с/н 00-0173) потерпел катастрофу недалеко от авиабазы Elmendorf во время тренировочного полёта по программе подготовки к авиашоу «Arctic Thunder Air Show». Все 4 члена экипажа находившиеся на борту погибли. Самолёт разбился вблизи железной дороги, вызвав повреждение железнодорожного полотна и перерыв в движении ж/д транспорта. Причиной сваливания самолёта явилась ошибка пилота. Это стало первым инцидентом с самолётом C-17 во время которого погибли люди, а самолёт был безвозвратно потерян.

 

Инциденты с C-17 Globemaster III


  • 9 декабря 2003 года C-17 ВВС США (с/н 98-0057) был подбит ракетой недалеко от Багдада, Ирак. Один из двигателей был выведен из строя. Пилотам удалось посадить самолёт[10].
  • 6 августа 2005 года C-17 ВВС США (с/н 01-0196) выкатился за пределы ВПП на авиабазе в Баграме, Афганистан во время посадки, разрушив нос самолёта и шасси. Инженерам потребовалось два месяца, чтобы подготовить самолёт для перелёта на фабрику завода производителя для ремонта. Пятидневный перелёт обратно в США был выполнен лётчиком-испытателем, так как частичный ремонт, произведённый в Афганистане имел существенные недостатки и самолёт имел ограниченную управляемость. Окончательно починить самолёт удалось только к октябрю 2006 года.
  • 30 января 2009 года C-17 ВВС США (с/н 96-0002) совершил посадку на авиабазе Баграм в Афганистане с убранными шасси.

Схема Boeing 787


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ C-17 Globemaster III

Тип средний военно-транспортный самолет
Силовая установка четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Pratt Whitney F117-P-100 по 18 914 кгс каждый
Максимальная нагрузка 56 т груза, 144 солдата или 102 парашютиста
Практический потолок 13 700 м
Дальность полета 4 450 км
Максимальная взлетная масса 263 т
Крейсерская скорость 804 км/ч
Размах крыла 50,29 м
Площадь крыла 353 кв. м
Длина 53,04 м
Высота 16,79 м

НОВОСТИ