Lockheed C-141 Starlifter



Lockheed C-141 Starlifter


Галерея C-141

Разработчик  Lockheed
Первый полет  1963
Единиц произведено  285

 

Lockheed C-141 Starlifter — тяжелый реактивный военно-транспортный самолет, разработанный компанией Lockheed . Эксплуатировался ВВС США в 1965—2006 годах.

 

История C-141


В конце 50-х годов военно-транспортная служба ВВС США совместно с аналитическими центрами ВВС и рядом авиастроительных фирм приступила к исследованиям облика перспективного тяжёлого военно-транспортного самолёта (ВТС) для замены около 400 устаревших ВТС с межконтинентальной дальностью Douglas С-124 и С-118, Lockheed С-121 и других, оснащённых поршневыми двигателями.

В августе 1960 г. ВВС США выдали техническое задание на разработку самолета с четырьмя ТРДД, максимальной взлётной массой 145 т, межконтинентальной (трансатлантической) дальностью полёта. Требовалась также возможность эксплуатации самолёта с существующих в то время авиабаз США и НАТО, высокая надёжность систем и малая трудоёмкость наземного техобслуживания.

Видео C-141 : Руление и вылет C-141 Starlifter из аэропорта Лос-Анджелеса

 

По результатам традиционного для ВВС США конкурса проектов, в котором участвовали фирмы Lockheed, Boeing, Douglas и Convair, 13 марта 1961 г. победил проект фирмы Lockheed, которая вскоре получила контракт на разработку и постройку пяти опытных самолётов.

Исходный вариант, С-141А, разрабатывали как составную часть транспортной системы МО США, в которую также входило наземное оборудование, грузовые платформы и другие средства и системы. Опытный самолёт совершил первый полёт 17 декабря 1963 г., удостоверение о годности к эксплуатации в военном и гражданском вариантах было вручено в январе 1965 г., первый серийный самолёт передали ВВС 23 апреля 1965 г., первую эскадрилью из 16 машин сформировали летом 1965 г

Первоначально ВВС США заказали 132 самолёта С-141А, однако в дальнейшем увеличили их число до 284, что было обусловлено возросшей потребностью Пентагона в тяжёлых «воздушных грузовиках», связанной с начавшейся войной во Вьетнаме. Поставки С-141А полностью завершились в феврале 1968 г.

В Lockheed разрабатывали и гражданские варианты С-141 -L-300A и L-300B (последний с удлинённым на 7,1 м фюзеляжем). Однако авиакомпании признали машины экономически неэффективными и не заказывали их серий (был построен лишь один гражданский самолёт L-300A для NASA).

С августа 1965 г. С-141А интенсивно использовали для переброски войск и грузов во Вьетнам. Кроме того, эти машины стали основными «опорами» «воздушного моста», призванного соединить, в случае крупномасштабного вооружённого конфликта, США и Западную Европу. Следует отметить и активное использование StarLifter в 1973 г, когда эти ВТС вместе с другими навели достаточно эффективный «воздушный мост» между США и Израилем в ходе очередной арабо-израильской войны.

В то же время, выявился и такой достаточно парадоксальный недостаток самолёта С-141А, как относительно малый объём грузовой кабины: в период арабо-израильского военного конфликта в конце 1973 г. США, оказывая поддержку Израилю, перебросили 421 рейсом С-141 А более 9100 т боевой техники и снаряжения. То есть, за один вылет самолёт брал на борт менее 22 т груза при нормальной грузоподъёмности 32 т. При этом во многих случаях ограничивающим фактором был объём грузовой кабины, а не грузоподъёмность самолёта.

 

Конструкция C-141


Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Он имеет цельнометаллическую конструкцию, выполненную в соответствии с принципами безопасной повреждаемости. Крыло — кессонное двухлонжеронное, с ферменными нервюрами и обшивкой из механически обработанных панелей.

Фюзеляж — типа полумонокок, круглого поперечного сечения, изготовлен с применением алюминиевого сплава с высокой «трещиностойкостью». Имеются четыре основные двери (впереди слева по борту — для членов экипажа, сзади по бортам — для парашютистов и грузовая дверь в хвостовой, скошенной вверх части фюзеляжа, с грузовой рампой), а также шесть аварийных выходов.

Кабина экипажа рассчитана на двух лётчиков, бортинженера и штурмана. В грузовой кабине можно перевозить технику, снаряжение и личный состав. В С-141А можно разместить 10  стандартных грузовых платформ автоматизированной погрузочной системы 463L.

Шасси — трёхопорное. Основные стойки с четырёхколёсными тележками, убираются вперёд, в обтекатели по обеим сторонам фюзеляжа. Носовая стойка — двухколёсная, убирается вперёд в фюзеляж.

Самолёт оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney TF33-P-7 (4×9525 кгс}. ТРДД расположены на пилонах под крылом и снабжены двухстворчатыми реверсивными устройствами, создающими обратную тягу, равную 45% прямой. TF33-P-7 — военный вариант гражданского ТРДД JT3D-8A.

В левом обтекателе шасси установлена ВСУ AirResearch GTCP85-106.

Модификации C-141

  • C-141A — оригинальная модель, с полезной нагрузкой 28 900 кг (62 700 фунтов).
  • C-141A KAO (англ. Kuiper Airborne Observatory) для NASA.
  • C-141B — модернизация оставшихся 270 самолётов C-141A (1977—1982), исходя из опыта войны во Вьетнаме путём монтирования двух дополнительных секций. Фюзеляж при этом был удлинён на 7,11 м (23 фута 4 дюйма), что увеличило объём грузового отсека на 61,48 м³. Также установлена система для дозаправки в воздухе. Переоборудование позволило увеличить полезную нагрузку: 205 военнослужащих, или 103 носилок для раненых и сиденья для 13 сопровождающих, или 168 полностью экипированных парашютиста, или 13 стандартных транспортных контейнеров.
  • SOLL II — в 1994 переоборудованы из тринадцати C-141B (для участия в спецоперациях, комплекс мер по улучшению навигации в ночных условиях и повышению скрытности полёта).
  • C-141C — модернизация 63 самолётов (1990) — новая авионика и система навигации, замена некоторых механических и электромеханических систем на радиоэлектронные.

 Схема C-141



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Lockheed C-141
Тип военно-транспортный самолет
Силовая установка четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Pratt Whitney TF33-P-7 по 9 525 кгс каждый
Грузоподъемность 154 солдата или 41 тонна груза
Практический потолок 12 680 м
Дальность полета 4 725 км
Максимальная взлетная масса 155,5 т
Крейсерская скорость 796 км/ч
Размах крыла 48,74 м
Площадь крыла 299,88 кв. м
Длина 51,29 м
Высота 11,96 м