Airbus A300



Airbus A300


Галерея A300

Разработчик  Airbus
Первый полет  1972
Единиц произведено  561 (1971-2007)

 

Airbus A300 — среднемагистральный широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер, разработанный концерном Airbus в начале 1970-хх. Первый в мире двухдвигательный широкофюзеляжный самолет, а так же первый самолет, созданный Airbus.

 

История


В 1960-хх годах все крупные авиапроизводители Европы пришли к необходимости создания крупного 200-местного магистрального самолета, который должен был занять нишу на быстрорастущем рынке гражданской авиации. Однако, проведение исследований по этой теме привели к выводу, что ни одна европейская компания не сможет в одиночку создать действительно прорывной самолет, который сможет сломать доминирование США и СССР на этом рынке. Кроме того, если несколько европейских стран одновременно выпустят похожие самолеты, это приведет к «рыночному каннибализму», то есть, несколько аналогичных продуктов подавят друг друга и не смогут выйти на мировой рынок. Единственным способом решить эти проблемы было объединение усилий нескольких фирм и создание единого, более продвинутого самолета. Правительства европейских стран так же поддержало эту идею — авиастроение — крайне важная отрасль и доминирование США в Европе в этой области многих не устраивало.

Совместные исследования привели разработчиков к еще более амбициозной цели: Hawker Siddeley и Breguet представили свое видение 260-местного широкофюзеляжного самолета, оснащенного всего двумя двигателями. Риск был в том, что в то время еще никто не пытался создать такой большой самолет с двумя двигателями — все лайнеры были трех- или четырехдвигательными. Размерность же диктовалась потребностью рынка: Air France и American Airlines уже заявляли о том, что им нужен самолет вместимостью около 260 мест.

В 1967 году было заключено предварительное соглашение между правительствами Франции, Германии и Великобритании о совместной работе. В заявлении министрова прозвучала фраза «for the joint development and production of an airbus» (для совместной разработки и производства эйрбаса»). Именно тогда в официальных документах впервые появилось слово «airbus» ставшее, впоследствии, одним из главных европейских брендов. Хотя, изначально, это слово значило просто «большой самолет» и имело одно и то же значение на немецком, французском и английском языках.

В соответствии с предварительным планом, французские фирмы должны были производить кабину экипажа, системы управления и центроплан самолета. Британский Hawker Siddeley создавал крыло. Немцы же должны были производить остальную часть фюзеляжа и вертикальное оперение. Некоторые элементы крыла планировалось делать в Нидерландах, а подключившаяся крайней Испания занялась горизонтальным хвостовым оперением.

В конце 1967 года планы стали еще более амбициозными. В новом подписанном межправительственном меморандуме A300 был уже 300-местным самолетом. Политические вопросы решались довольно сложно, до этого, в Европе реализовывался только один крупный международный проект — англо-французский Concorde. Долго решался вопрос с двигателем, но, в конце концов его создание было поручено фирме Rolls-Royce.

Год спустя стало ясно, что 300-местный двухдвигательный самолет создать будет слишком сложно. Был предложен вариант A250 на 250-мест. 300-местный борт был рынку не очень нужен, а самолет получался на 25 тонн легче. Кроме того, укороченный фюзеляж давал возможность сделать его шире и позволить загружать в самолет стандартные грузовые контейнеры LD3 — весьма полезная опция для авиакомпаний. Модель A250 не появилась на свет, но наработки по ней реализовались в модели A300B.

Кроме того, у A300B было очень важное преимущество: 300-местный самолет требовал неимоверной по тем временам мощности двигателей — было неясно, чего будет стоить такая большая тяга (уменьшение ресурса, огромная стоимость и так далее). А 250-местный самолет по массе требовал лишь серьезной модернизации уже существующего двигателя Rolls-Royce RB211 или же американских Pratt & Whitney JT9D и General Electric СF6. Это, с одной стороны, снижало стоимость разработки, с другой — давало возможность опционально устанавливать разные двигатели по желанию заказчика. В конце концов это, в каком-то смысле, спасло проект: у Rolls-Royce в процессе работы возникли серьезные сложности с финансированием и, если бы самолет изначально создавался только под его моторы, это бы привело к срыву графика реализации проекта.

Видео: Airbus A300 — первый авиалайнер концерна. Видео канала Skyships

 

В 1969 году правительство Великобритании вышло из проекта, мотивируя это малой расчетной эффективностью и недостаточным количеством заказов на самолет. Однако, Hawker Siddeley приняли решение остаться в программе. Они приложили огромные усилия для продолжения своей части работы по A300, а так же вложили все имеющиеся и кредитные средства для финансирования разработки крыла.

В том же 1969 году на Парижском авиашоу министры транспорта Франции и Германии официально анонсировали программа Airbus A300. Это должен был быть новейший магистральный лайнер, более эффективный, чем лидеры сегмента — McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar.

В 1970 году был сформирован концерн Airbus Industrie. Центр окончательной сборки и главный завод концерна был построен в районе аэропорта Талуза Бланьяк. Начали формироваться логистические цепочки между производственными площадками в разных странах. Одним из инноваций логистики было активное применение самолетов Super Guppy — эти самолеты имели небольшую грузоподъемность, но их огромные фюзеляжи легко вмещали легкие, но габаритные секции самолетов. В итоге, любые детали A300 можно было доставить на завод в Тулузе всего за 2 часа.

Сборка первого прототипа A300 началась еще в 1969 году и продлилась целых 3 года. В 1972 году его впервые показали публике, а в конце года он впервые взлетел. В 1973 году к нему присоединился второй прототип. Всего, в программе испытаний участвовало 4 самолета. Полеты проходили без особых проблем, A300 даже провел несколько демонстрационных туров в Северную и Южную Америку. В 1974 году самолет получил сертификаты типа от авиационных властей Франции и Германии, а чуть позже и США. Сразу начались поставки заказчикам.

К 1979 году 81 лайнер находился в парке 14 авиакомпаний, которые ждали поставки еще 133 единиц с опционами на 88. Спустя 10 лет после запуска, Airbus владел 26% рынка широкофюзеляжных магистральных самолетов средней дальности и уже занимался выводом на рынок модели A310.

 

Конструкция


Airbus A300 — широкофюзеляжный среднемагистральный авиалайнер. Общая компоновка — уже ставшая классической схема низкоплана с крылом малой стреловидности и двигателями, подвешенными под крылом. В 1977 году A300 стал первым самолетом, получившим сертификат ETOPS подтверждающий его высокую надежность.

Еще одной важной инновацией в A300 было то, это был первый в мире коммерческий самолет, в котором активно применялись композиты и, в первую очередь, стеклопластик. До этого композиты уже применялись, но лишь в военной сфере, а для нового самолета такая технология была спасительна. Два двигателя все равно были ограничены по мощности, поэтому масса и аэродинамика становились сверхкритичными.

Самолеты опционально оснащались двигателями GE CF6 или P&W JT9D. Расположение под крылом было оптимальным вариантом, так как двигатели в такой конфигурации проще всего обслуживать. Сейчас такая конфигурация встречается у многих самолетов и считается классической.

A300 имел высочайшую степень автоматизации, что значительно увеличивало безопасность и простоту в управлении. Это был один из первых в мире самолетов с экипажем из 2 двух человек, без необходимости в бортинженере, функции которого перешли компьютеру. Была реализована концепция «стеклянной кабины» с установкой нескольких мониторов с электронно-лучевыми трубками.

Расширенный еще при проекте A250 фюзеляж самолета так же сыграл на пользу: A300 был весьма популярен в качестве грузового самолета. Так же, он активно использовался рядом государств в качестве воздушного топливозаправщика и военного транспорта.

В конце концов, A300 стал базой для создания более совершенной модели Airbus A310.

 

Модификации


  • A300B1 — базовый вариант самолета. Было построено всего 2 самолета: один прототип и один выведен на рынок. Оснащался двигателями GE CF6-50A тягой в 22,4 тс. Имея длину в 51 метр он был самым коротким в семействе.
  • A300B2 — первая серийная версия. Оснащался двигателями P&W JT9D (такие же ставились на Boeing 747-100) с тягой до 24 тс. Создавался по рекомендациям авиакомпании Air France и, позже, активно ею эксплуатировался.
  • A300B4 — оснащенный более вместительными топливными баками и обновленной механизацией крыла он летал дальше и эффективнее предшественников. Было построено 248 лайнеров этой версии.
  • A300-600 — был создан, когда уже разрабатывался лайнер A310. От наследника он получил заднюю часть фюзеляжа и хвостовое оперение, благодаря чему стал вместительнее при прежней длине. Так же он получил обновленные двигатели и множество бортовых систем.
  • A300B10 (он же A310) — значительно обновленный лайнер с укороченным фюзеляжем, новым крылом и оперением. Он решил главную проблему предшественников — слишком малую дальность. Если базовые A300 летали максимум на 7500 км, то он преодолел отметку в 9600 км. Было выпущено 260 единиц в пассажирских, грузовых и военно-транспортных версиях.
  • A300-600ST — более известный, как Airbus Beluga. В концепции быстрой доставки элементов самолетов пришел на смену устаревшему Super Guppy.

По данным на 14 августа 2013 года был потерян 31 самолёт типа A300.

Схема Airbus A300



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Airbus A300
Тип магистральный пассажирский самолет
Модификция A300B2 A300B4 A300-600R
Силовая установка 2 CF6-50C2 (23,14 тс) или  JT9D-59A (24,06 тс) 2 GE CF6-80C2 (25,39 тс) или PW4158 (27,83 тс)
Максимальное число пассажиров

345

345

345

Практический потолок 10 700 м 12 200 м
Дальность полета 3 400 км 5 300 км  7 500 км
Максимальная взлетная масса  142 т 165 т  171 т
Крейсерская скорость  850 км/ч 850 км/ч  875 км/ч
Размах крыла 44,83 м 44,84 м
Площадь крыла 260 м2
Длина 53.61 м 54,08 м
Высота  16,72 м 16.66 м