Airbus A310

Airbus A310


Галерея A310

Разработчик  Airbus
Первый полет  1982
Единиц произведено  255 (1982-1997)

 

Airbus A310 — средне- дальнемагистральный двухдвигательный авиалайнер, разработанный концерном Airbus в начале 1980-хх годов. Вторая модель, созданная концерном с момента основания. Фактически, является глубокой модернизацией первого двухдвигательного широкофюзеляжного лайнера Airbus A300.

 

История


В процессе разработки лайнера Airbus A300, изучались возможности получения баланса между дальностью и размерами самолета, его вместимостью. Проблема заключалась в том, что пассажировместимость была определена рынком и серьезно ее корректировать было нельзя. А для экономии топлива и получения преимущества над конкурентами было решено создать двухдвигательный самолет. Из-за этого страдала дальность.

Для преодоления этой проблемы была создана модификация A300B10, имеющая значительно большую дальность в сравнении с базовыми версиями. Но это был самолет с укороченным и все еще очень широким фюзеляжем, а так же уже непропорционально большим крылом. По этой причине стоимость перевозки в расчете на одного пассажира подскочила.

Еще одним фактором стала Великобритания. Она вышла из состава консорциума Airbus Industry еще при его формировании в 1969 году и сделала ставку на свою промышленность. Был создан собственный концерн British Aerospace (BAe). Но в конце 1970-хх по стране ударил серьезный экономический кризис и возможность создавать собственные авиалайнеры была утеряна. В то же время национальный перевозчик страны British Airways заявили, что планируют провести массовую закупку новых двухдвигательных магистральных лайнеров американского производства: проектов 7N7 и 7X7 (будущие Boeing 757 и 767), а так же самолетов Boeing 747. Airbus не могла упустить такой большой контракт и начались межправительственные переговоры с предложением вернуть британцев обратно в концерн с их заказом на европейские самолеты. В 1978 году на авиасалоне Фарнборо было официально заявлено, что Великобритания и концерн BAe возвращаются в Airbus Industrie.

Еще в 1977 году многие европейские фирмы занимались исследованиями по новому крылу и эти наработки оказались весьма кстати. В 1978 году Airbus представил проект A310. Его крыло было значительно совершеннее крыла A300. Кроме того, новый самолет был короче и мог нести до 245 пассажиров в одноклассовой компоновке. В течение всего одного года большинство вопросов по разработке было решено. Уже в 1978 году Swissair и Lufthansa — разместили заказы на этот самолет. Вскоре, к ним присоединились Air France и Iberia.

Планировалось создать две модификации лайнера: A310-100 для региональных перевозок и A310-200 для трансконтинентальных. Модель -200 была тяжелее первой, имела дополнительный топливный бак и летала дальше. Двигатели — американские General Electric CF6 и Pratt & Whitney JT9D. Вторая попытка Rolls Royce поучаствовать в программах Airbus вновь не увенчалась успехом.

По дальности A310 превосходит все модели A300, кроме модификации A300-600R — почти прямого аналога A310-200. Обе модели были созданы для полета через океаны и их унификация была довольно большой. Вообще, именно с унификации многих систем A300 и A310 было дано начало «семейственности» лайнеров Airbus, что было очень полезно для авиакомпаний. Перевод экипажей с одного самолета на другой требовал минимального переобучений.

Airbus A310 — путь к совершенству. Видео канала Skyships

 

Прототип A310 совершил свой первый полет в апреле 1982 года. На тот момент самолет уже имел портфель заказов на 181 лайнер от 15 авиакомпаний. Большая часть контрактов была на модель -200 и, в конце концов, в Airbus приняли решение прекратить разработку модели -100.

История A310 оказалась не столь продолжительной, как планировалось. Прорыв экономики двухдвигательного широкофюзеляжного лайнера уже не был козырем европейцев — в 1982 году взлетел первый Boeing 767. Airbus вновь провели широкомасштабную работу по модернизации своего самолета, в результате которого появился новейший A330.

Поставки A310 официально завершились в 1998 году, хотя официально проект был закрыт в 2007 году (вместе с проектом A300). На рынке оба этих самолета были заменены моделью A330, которая продолжает выпускаться и по сей день (2017 год). Всего было поставлено 255 лайнеров A310, 47 из которых продолжают летать (июль 2016).

Не смотря на то, что оба первенца Airbus уже не выпускаются, именно они стали основой конкурентоспособности концерна в начале его существования и стали базой для создания новых семейств лайнеров, летающих сейчас по всему миру.

 

Конструкция


Airbus A310 — двухдвигательный широфюзеляжный магистральный авиалайнер. Самолет создан на базе лайнера A300 и значительно с ним унифицирован. Тем не менее, у него есть ряд серьезных отличий:

  • Более короткий фюзеляж при аналогичном поперечном сечении, вмещающий до 250 пассажиров
  • Обновленная конструкция хвостовой части лайнера, позволившая увеличить пассажирский салон
  • Измененное крыло уменьшенных габаритов и массы с более эффективной механизацией
  • Удалены внешние элероны (размещенные на краях крыла и применявшихся на малых скоростях)
  • Уменьшена площадь горизонтального хвостового оперения
  • С 1985 года на A310 начали устанавливать законцовки крыла (винглеты)
  • Шасси стали оснащаться углеродными тормозами (сейчас уже стандарт в авиации)
  • Подкрыльевые пилоны универсальные и позволяют устанавливать любые двигатели для данного класса самолетов
  • Увеличена доля применения композиционных материалов
  • Часть механизации имеет электрические силовые приводы
  • В конструкцию двигателей внедрены электрогенераторы
  • Новая вспомогательная силовая установка (ВСУ) в хвостовой части фюзеляжа

 

Модификации


  • A310 имеет две базовые версии. Модель -200 средней дальности и модель -300 большой дальности. Модель -100 было решено не создавать и первые самолеты были двухсотками, серия -300 появилась уже в процессе модернизации.
  • A310-200 — первая серийная версия самолета. Оснащался двигателями P&W JT9D. Самолет впервые был поставлен авиакомпаниям Swissair и Lufthansa. Изначально оснащались внешними элеронами, но, в процессе испытаний они были признаны необязательными и их перестали монтировать.
  • A310-200C — конвертируемая версия из пассажирской в грузовую и обратно.
  • A310-200F/-300F — грузовая модификация. Большая часть грузовиков A310 поставлялись в версии -300F.
  • A310-300 — впервые взлетел в 1985 году. Габаритно он был аналогичен модели -200, но имел большую взлетную массу и увеличенную дальность полета за счет дополнительных топливных баков в центроплане и хвостовом горизонтальном оперении. На этих самолетах впервые появились законцовки крыла. Самолет был оснащен комплексом перекачки топлива между баками, что позволяло оптимизировать центр тяжести.
  • A310-300C — конвертируемая версия из пассажирской в грузовую и обратно.
  • A310 MRT/MRTT (Multi Role Transport / Multi Role Tanker Transport) — военная модификация для перевозки грузов и личного состава (MRT) и военная модификация воздушного топливозаправщика.

Вид лайнера Airbus A310



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Airbus A310
Тип магистральный пассажирский самолет
Модификация A310-200 A310-300
Максимальное число пассажиров 237 (1 класс) 243 (1 класс)
Практический потолок 12 530 м
Дальность полета 6 500 км 9 540 км
Максимальная взлетная масса 144 т 164 т
Крейсерская скорость 860 км/ч
Размах крыла 43,9 м
Площадь крыла 219 м2
Длина 46,66 м
Высота 15,8 м

НОВОСТИ