Airbus A320NEO

Airbus A320NEO


Галерея A320NEO

Разработчик  Airbus
Первый полет  2014
Единиц произведено  104 (апрель 2017)
Стоимость единицы (2017) $99,5 млн. (A319NEO)
$108.4 млн. (A320NEO)
$127.0 млн. (A321NEO)

 

Airbus A320neo — глубокая модернизация семейства узкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров Airbus A320. Аббревиатура NEO означает New Engine Option. Программа модернизации была начата концерном Airbus в 2010 году и предполагала замену устаревшей силовой установки новыми двигателями семейств Pratt & Whitney PW1000G и CFM International LEAP-1A. Не ремоторизованные самолеты семейства A320 продолжают выпускаться под наименованием A320ceo (Current Engine Option).

 

История


К концу первого десятилетия XXI века, концерн Airbus завершил работы по созданию своего флагманского лайнера A380 и продолжал работы по созданию новейшего A350. Однако, для улучшения своих позиций в конкуренции с Boeing, а так же с лайнерами, которые в будущем должны были быть созданы в России (МС-21) и Китае (C919), Airbus приняли решение провести модернизацию своего самого массового самолета — семейства Airbus A320.

Еще в 2006 году Airbus развернул программу A320E (Enhanced — Усовершенствованный). Программа предполагала внесение улучшений в конструкцию и системы самолета с целью достижения 4-5% увеличения экономических характеристик. Этого планировалось достигнуть установкой новых винглетов (2%), улучшением аэродинамики планера (1%), а так же снижением общей массы самолета и монтажем нового пассажирского салона. Снизить расход топлива так же удалось за счет модификации классических двигателей CFM56 и V2500.

Однако, со временем, стало ясно, что этого недостаточно и необходимо проводить более радикальную работу над лайнерами. Создание новых самолетов не рассматривалось, A320 были созданы в конце 1980-хх и считаются довольно молодыми самолетами. Поэтому, было решено провести модернизацию ряда систем и установку совершенно новых двигателей (отсюда и наименование NEO — New Engine Option — Новый вариант двигателя. В это время, фирма Pratt & Whitney, а так же ее конкурент — концерн CFM International создавали двигатели нового поколения для среднемагистральных лайнеров.

В это время считалось, что Airbus сможет продать в течение 15 лет около 4000 самолетов нового поколения, а стоимость программы обойдется, примерно, в миллиард евро. При этом, стоимость обновленного самолета будет на $6 миллионов превышать стоимость предшественника (модели CEO). В эту стоимость помимо более дорогих двигателей входят удорожание планера ($3,5 млн.) и установка шарклетов (около $0,9 млн.).

Работы по новой модели велись довольно высокими темпами. Первый лайнер A320neo взлетел в 2014 году — спустя 4 года после инициации программы NEO. Сертификация проводилась с использованием нескольких самолетов, оснащенных обоими вариантами двигателей: Pratt & Whitney PW1100G и CFM International LEAP-1A. В процессе испытаний, самолеты с этими моторами отлетали около 4000 часов.

Самолеты A320neo вышли на регулярные рейсы весной 2016 года, увеличенная модель A321neo поступила заказчикам спустя пол года, а еще через пол года начали поставляться самолеты младшей модели A319neo.


 

Конструкция и улучшения


По общей конструкции A320neo аналогичен базовому A320 — это, реактивный низкоплан с крылом малой стреловидности и двумя подвешенными на пилонах двигателями. Самолеты разных поколений аналогичны на 95%. Однако, программа модернизации внесла множество изменений.

 

Шарклеты

Airbus запустил проект создания новых законцовок крыла в 2009 году. Эти большие законцовки конструкционно близки новым углепластиковым законцовкам от создававшегося в то время Airbus A350. Из-за внешнего сходства с акульими плавниками их стали называть Sharklet — компиляцию слова Shark (Акула) и Winglet(обычное название законцовок крыла).

Шарклеты производятся концерном KAAD (Korean Air Aerospace Division). Имеют высоту  2,5 метра и суммарную массу 200 кг. При стандартном рейсе на дистанцию в 2800 км, они снижают расход топлива на 3,5%. При этом, за весь период эксплуатации самолета, они снижают выброс углекислого газа в атмосферу на 700 тонн.

 

Салон

Салоны лайнеров так же подверглись серьезной модернизации. Помимо изменениям чисто дизайнерским, была повышена эффективность использования внутреннего пространства (в первую очередь, увеличены багажные полки). Новый салон оснащается более эффективными воздушными фильтрами и каталитическими конвертерами, нейтрализующими любые неприятные запахи, которые могут попасть в самолет. Все освещение выполнено с применением энергоэффективных диодов. Управление салоном осуществляется экипажем с помощью сенсорных панелей.

Кроме того, для лайнеров была разработана опциональная конфигурация Cabin-Flex. Она предполагает установку измененных дверей и позволяет более гибко менять схему заднего камбуза и туалетов, а так же размещать на 20 пассажиров больше на А321 и на 9 пассажиров больше на А320 без уплотнения рассадки. Установка новых дверей увеличивает сухую массу лайнеров на 100 кг.

При этом, топливная эффективность из расчета на одно пассажирское кресло увеличивается на 6%, а в полной комплектации семейства NEO повышение эффективности достигает 20%.


 

Двигатели

Главным отличием семейства NEO от предыдущего поколения являются совершенно новые двигатели. Они же являются главным визуальным отличием — модели LEAP-1A и PW1100G намного крупнее предшественников: старые двигатели имели диаметр вентилятора 68 дюймов (около 173 см), диаметр же новых достигает 81 дюйма (более 205 см).

В 2010 году на авиашоу в Сингапуре Airbus заявили о начале тендера на выбор новых двигателей для семейства NEO. Выбор, в итоге, пал на два наиболее совершенных на тот момент новых двигателя CFM LEAP-1A и P&W PW1100G. Новые силовые установки сжигают на 16% меньше топлива, однако, их эффективности снизилась на 1-2% из-за того, что они устанавливаются не на совершенно новый лайнер, а на модернизированные, но, все же, старые самолеты. При этом, Airbus благодаря новым двигателям так же удалось снизить расходы на обслуживание силовой установки на 20% в сравнении с старыми моделями.

Объем топлива в самолетах, практически, не изменился и, благодаря меньшему расходу в полете, A320neo может нести на 2 тонны больше груза или лететь на 950 км дальше.

Модели двигателей выбираются заказчиком. Первый летный экземпляр A320neo был оснащен двигателями PW1100G-JM. Он получил сертификат FAA в 2014 году.

Обе новые силовые установки A320neo значительно тише своих предшественниц (уровень шума на взлете не превышает 83 — 85 дБ — у старых двигателей этот показатель превышает 100 дБ).

 

Airbus A320neo — новое поколение. История и описание авиалайнера

 

Модификации


Airbus серийно выпускает 3 модификации семейства NEO. Это модели A319neo, A320neo и A321neo. Из-за малого спроса на самую младшую модель A318 ее было решено не выпускать (по крайней мере, до появления потенциальных заказчиков).

 

A319neo

Airbus A319neo является самой младшей моделью семейства с укороченным фюзеляжем и вместимостью до 160 пассажиров. Стартовым заказчиком должна была стать авиакомпания Qatar Airways, однако, в контракте она заменила заказ на А319 заказом на А320. На регулярных рейсах еще не эксплуатируется (на 2017 год).

 

A320neo

A320neo является базовой и самой популярной моделью. Самолет совершил первый полет в сентябре 2014 года. Имеет вместимость до 195 пассажиров.

Лайнер был передан стартовому заказчику — авиакомпании Lufthansa в 2016 году. Спустя полгода эксплуатации было объявлено, что авиакомпания достигла снижения расходов на пассажира на 20% и экплуатационной надежности 8 самолетов в 99,7%.

На март 2017 года в парках 20 авиакомпаний насчитывалось 88 лайнеров: 49 с двигателями PW1000G и 39 с двигателями CFM LEAP-1A. Самолеты совершили больше 37 тысяч полетов и провели в воздухе более 57 тысяч часов (в среднем, около 1,5 часов на полет).

 

A321neo

A321neo является старшей и самой вместительной моделью семейства. В 1-классовой компоновке вмещает до 240 пассажиров. При увеличенной массе, самолет имеет усиленное шасси и крыло увеличенной площади.

Первый полет самолет совершил в феврале 2016 года. До 2017 года самолет получил сертификаты EASA и FAA с обоими вариантами силовых установок.

Первым эксплуатантом лайнеров этой модели стала авиакомпания Virgin America (184 места в двух классах с двигателями LEAP).

A321LR

Помимо A321neo Airbus создает версию с увеличенной дальностью. Самолет рассчитан на посадку 164 пассажиров. Уменьшение вместимости компенсируется установкой дополнительных топливных баков. В такой конфигурации, самолет имеет дальность в 7 400 км — больше, чем Boeing 757-200 при меньших эксплуатационных расходах (на 27%). Самолет планируется вывести на рынок в 2018 году.

 

Заказы и поставки


Семейство A320neo было анонсировано в 2010 году. К 2012 году Airbus имел заказы на 2000 самолетов — это рекордная скорость контрактации в истории коммерческой авиации. На 2017 год портфель заказов превышает 5000 единиц от 72 операторов по всему миру из которых более сотни уже поставлены в парки 24 авиакомпаний.


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Airbus A320
Тип магистральный пассажирский самолет
Модификция A319neo A320neo A321neo
Силовая установка 2 CFM International LEAP-1A или Pratt & Whitney PW1100G
Тяга двигателей 11 тс каждый 12,3 тс каждый 15 тс каждый
Пассажировместимость 140 (2 класса)
160 (1 класс)
165 (2 класса)
195 (1 класс)
206 (2 класса)
240 (1 класс)
Практический потолок 12 000 м
Дальность полета 6 950 км 6 850 км 6 850 км
Максимальная взлетная масса 75,5 т 79 т 97 т
Крейсерская скорость 833 км/ч
Размах крыла 35,8 м
Площадь крыла 122,4 м2
Длина 33,84 м 37,57 м 44,51 м
Высота 11,76 м

НОВОСТИ