Airbus A330-200



Airbus A330-200


Галерея A330-200

Разработчик  Airbus
Первый полет  1997
Единиц произведено  более 300
Стоимость единицы  $221,7 млн.

 

Airbus A330-200 – двухдвигательный широкофюзеляжный реактивный авиалайнер магистральных линий. Производится консорциумом Airbus  с 1992 года.

 

История Airbus A330-200


В 1972 г. консорциум приступил к проектированию широкофюзеляжного самолёта А300 В9, представляющего удлинённый вариант А300 на 322 места. В 1973 г. ситуация на мировом рынке выявила потребность в более вместительном самолёте, и консорциум проработал проект А300 В11 с четырьмя ТРДД. В 1980 г. проект получил соответственно обозначения ТА9 ТА — twin aisle — «широкофюзеляжный»). В сентябре 1982 г консорциум сообщил, что у нового самолёта будет общая конструкция планера. В январе 1986 г проекту ТА9 было присвоено обозначение А330. Хотя официально программа самолёта началась в июне 1987 г.

Программа по разработке самолётов для линий большой протяжённости A330/A340 была начата, чтобы потеснить Boeing с доминирующих позиций на рынке дальнемагистральных пассажирских лайнеров.

Первоначально планируемые версии 200 и 300 были практически идентичными: обе модели были с одинаковыми крыльями, фюзеляжами, управлением; модели отличались только количеством мест. Такое решение позволило, с одной стороны, уменьшить расходы на разработку самолёта, а с другой, упростило и уменьшило расходы для авиакомпаний при эксплуатации и техническом обслуживании самолётов. В качестве основы для разработки был взят корпус Airbus A300 который был сделан длиннее.

Часть боротвой электроники и комплектация кабины были сделаны на основе технологий, наработанных на А320. Таким образом, получившийся самолёт был смесью из технических новшеств серии Airbus A320 с фюзеляжем от A300/A310.

Первое представление самолёта состоялось 14 октября 1992 года. Меньше чем через месяц, 2 ноября 1992, A330 в варианте «300» поднялся первый раз в воздух. Третий прототип был сделан уже с внутренней отделкой и покрашен в цвета первого заказчика — Air Inter — и был использован как образец для сдачи летных испытаний. В августе 1993 года прошли испытания ETOPS, во время которых A330 на протяжении 6 часов летел над северной Атлантикой с одним работающим двигателем.

Постройка укороченного варианта 200 была принята в ноябре 1995 года. А 13 августа 1997 года этот вариант совершил свой первый полёт. Самолёт был 29 апреля 1998 года передан заказчику — ILFC и его партнёру по лизингу — Canada 3000.

Airbus предполагал разработать на базе A330 самолёт A350 путём замены крыла, двигателей и модернизации носовой части. Однако проект подвергся жёсткой критике со стороны основных заказчиков и был закрыт. В 2006 году А350 вновь появился как проект уже полностью нового дальнемагистрального лайнера A350XWB.

Конструкция Airbus A330-200

А330 — двухмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Модификации 

Гражданские

A330-100 – первая модель А330. Создавалась в качестве замены А300 и А310. Эта версия имела укороченный фюзеляж и имела аналогичную младшим моделям пассажировместимость. Изначально самолет должен был получить крыло А300-600, но, ради унификации было принято решение ставить крыло А330. Тем не менее, изначальная ориентация А330 на дальнемагистральные полеты с большим количеством пассажиров сделала модель -100 неудачной для другого сегмента рынка.

Видео Airbus A330-200: Руление и взлет лайнера авиакомпании Emirates

 

A330-200

Модель A330-200 была разработана, чтобы заменить Airbus A300-600R и создать реальную конкуренцию для Boeing 767-300ER. Программа создания A330-200 официально стартовала в ноябре 1995 года, первый заказ из 13 самолётов сделала лизинговая компания ILFC в феврале 1996-го. Первый полёт состоялся 13 августа 1997 года, сертификат типа был получен в апреле 1998-го.

A330-200 построен на базе A330-300, имеет такие же крылья и укороченный на 6 метров фюзеляж. A330-200 может перевозить до 253 пассажиров в 3-классной компоновке. Для компенсации меньшего момента тангажа по сравнению с более длинным А330-300 был увеличен киль.

A330-200F

Снижение спроса на A300-600F и A310F заставило Airbus предложить в 2000—2001 году грузовую версию A330-200. После временной заморозки программы первый полёт состоялся 5 ноября 2009 г.

A330-200F является среднеразмерным дальнемагистральным грузовым самолётом, способным перевозить груз массой 65 тонн на расстояние 4000 морских миль (7400 км) или 70 тонн груза на расстояние до 3200 морских миль (5950км).

Основными конкурентами нового самолёта являются 767-300F и 777F, L-1011 Tristar, а также DC-10F и MD-11F.

A330-200HGW

В 2008 году Airbus предложил версию A330-200 с увеличенной максимальной взлётной массой, позволяющую модели более эффективно конкурировать с Boeing 787 Dreamliner. Модификация A330-200HGW получила увеличенную на 5 тонн МВМ, которой авиакомпании могли распорядиться либо для увеличения дальности на 560 км, либо для увеличения полезной нагрузки на 3,4 т.

A330-300

Основная статья А330-300

Военные

A330-200 MRTT/FSTA и KC-30

Airbus подготовил две военные модификации A330 — MRTT (Multi Role Tanker Transporter — «многоцелевой транспортный самолёт-заправщик») и FSTA (Future Strategic Tanker Aircraft — «самолёт-заправщик будущего).

Airbus победил своего конкурента Boeing на конкурсе английских Военно-воздушных сил. После этого австралийские ВВС заказали 5, а английские — 16 таких машин. Фирма EADS борется за большой заказ для ВВС США. Речь идёт о заказе до 100 таких заправщиков.

Без дополнительных баков A330-200 MRTT берет на борт 111 тонн керосина, что, к примеру, в два раза больше, чем использующийся в английских ВВС Vickers VC10.

Эксплуатация

По состоянию на 30 ноября 2013 года было заказано 1284 Airbus A330, а 1033 машины были поставлены. Распределение по вариантам модели следующее: 585 (517 поставлено) для A330-200, 40 (25 поставлено) для A330-200F и 659 (491 поставлена) для A330-300. Модели A340-300 и A330-300 одинаковы, кроме числа двигателей (два для A330, четыре для A340). Все варианты A330 комплектуются двигателями Pratt & Whitney, Rolls-Royce или General Electric.

Аварии и происшествия

Всего было потеряно 6 самолётов типа А330.

Схема Airbus A330-200



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Airbus A330-200
Тип магистральный пассажирский самолет
Силовая установка два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80Е1 по 32 660 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 293 человека
Практический потолок 12 500 м
Дальность полета 12 038 км
Максимальная взлетная масса 238 т
Крейсерская скорость 940 км/ч
Размах крыла 60,30 м
Площадь крыла 361,60 кв. м
Длина 59 м
Высота 17,89 м