Airbus A350

Airbus A350 XWB


Галерея A350

Разработчик  Airbus
Первый полет  2013
Единиц произведено  77 (2017)
Стоимость единицы  $275,1 млн. (A350-800)
$311,2 млн. (A350-900)
$359,3 млн. (A350-1000)

 

Airbus A350 XWB (eXtra Wide Body) — дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер, разработанный концерном Airbus в конце 2000-хх. Первый лайнер Airbus, большая часть конструкции которого выполнена из композиционных материалов. Вмещает от 280 до 366 пассажиров и является главным конкурентом лайнерам Boeing 777 и 787.

 

История


История Airbus А350 начинается с череды ошибок. Еще в начале 2000-хх годов, когда Boeing анонсировал создание своего новейшего лайнера Boeing 787 Dreamliner, европейцы не отнеслись к этому вызову серьезно, посчитав, что новый американский лайнер это ответ на успешную на рынке модель А330. Airbus приступил к разработке новой модели А330-200 Lite — модификации А330 с улучшенной аэродинамикой и новыми двигателями, аналогичными тем, что стоят на модели 787. Проект должны были анонсировать в 2004 году.

Однако, в 2004 году после проведения консультаций с потенциальными заказчиками, выяснилось, что по большинству заявленных характеристик Boeing 787 превосходит то, что предлагал Airbus. Было ясно, что очередной модернизацией базового А330 проблему не решить и нужно идти на более радикальные меры. Было решено создать новое крыло и оперение. Это уже был новый самолет, получивший индекс — Airbus A350.

Предполагалось, что это будет 250- 300-местный двухдвигательный самолет, габаритами сравнимый с А330 и имеющий с ним множество общих черт, в первую очередь, фюзеляж. Планировалось создать две версии: А350-800, способный перевозить 253 человека на 16300 км, а так же А350-900 — 300-местный лайнер, летающий на 13900 км.

А350 подвергся серьезной критике со-стороны крупнейших заказчиков Airbus — ILFC (International Lease Finance Corporation) и GECAS (GE Capital Aviation Services). Эти компании, как и ряд авиакомпаний заявили, что даже в обновленном виде самолет будет неконкурентоспособен и единственный путь — создать самолет с чистого листа, вообще не опираясь на А330.

 

Пересмотр и запуск проекта


В 2006 году Airbus официально анонсировал модель A350 XWB (Xtra Wide Body). Первым заказчиком на авиашоу Фарнборо стала авиакомпания Singapore Airlines (20 лайнеров с опционом еще на 20).

Уже совершенно новый A350 имел более широкий фюзеляж и вмещал 440-475 пассажиров. Салон A350 на 12,7 см шире салона Boeing 787 (и на 28 см уже салона Boeing 777). Все модификации A350 должны иметь дальность не менее 15000 километров.

Теперь планировалось создать сразу три версии лайнера: A350-800, -900 и -1000. Однако, начало серийного производство откладывалось из-за того, что Airbus в то время готовили к выпуску A380 и у концерна не хватало ресурсов на создание еще одного большого лайнера параллельно. Поставки планировалось начать с 2013 года с выводом на рынок всех версий в течение двух лет. Но работы затягивались, а стоимость проекта возросла с изначальных $5,3 млрд. до почти $15 млрд.

 

Разработка


Аналогично с Boeing 787, A350 имеет практически полностью композитный фюзеляж. Система отбора воздуха из двигателей на самолете была модернизирована, но сохранена (на 787 от нее вообще отказались). Фирма Rolls Royce приступила к созданию специальной версии двигателя для лайнера, названной Trent XWB. Фирма General Electric же отказалась от создания особой версии своего двигателя GEnx.

В 2008 году концерн Thales Group приступил к разработке комплекса авионики для нового лайнера и получила контракт на $2.9 млрд. Rockwell Collins и Moog Inc занялись разработкой горизонтального оперения и ряда приводов аэродинамических средств управления. Разработкой интерьера занялся немецкий концерн BMW. Системы коммуникации и развлечений на борту должен был создать Panasonic Avionics.

Airbus A350 XWB — самый совершенный лайнер. История и описание самолета. Видео канала Skyships

 

Производство


В процессе разработки лайнера Airbus так же прорабатывал новые методики производства, которые должны были значительно сократить время сборки самолетов. Для создания A350 Airbus построил 10 новых заводов в Западной Европе и США, с значительным расширением трех уже имевшихся площадок. К 2018 году планируется выпускать по 10 лайнеров ежемесячно.

 

Первые полеты и начало эксплуатации


Первый полет прототип A350-900 совершил 14 июня 2013 года на аэродроме главного завода Airbus в Тулузе. Летные испытания проводились в Европе, а так же в ряде регионов в зависимости от климатических условий при температурах от -40 до +45 градусов Цельсия.

Самолет получил сертификат типа от EASA в 2014 году и тогда же был сертифицирован по ETOPS 370, позволяющим лететь более 6 часов при отказе одного двигателя.

Поставки начались после сертификации авиакомпаниям Qatar Airlines и Vietnam Airlines. Первый коммерческий полет был совершен в 2015 году из Дохи в Франкфурт.

К весне 2016 года у 10 авиакомпаний было 62 лайнера Airbus A350, которые налетали более 154000 часов с эксплуатационной надежностью в 98,7% (в среднем, 12,5 часов в воздухе ежедневно). Самым дальним полетом считается рейс Qatar Airways Аделайда (Южная Австралия) — Доха (Катар) с дальностью 11330 км и временем в полете почти 14 часов.

Первый A350-1000 был собран в 2016 году и взлетел в ноябре. Начало эксплуатации запланировано на 2017 год.

 

Конструкция


Еще в 2007 году концерн представил описание конструкции сотне специалистов — представителей потенциальных заказчиков. Airbus A350 вобрал в себя ряд новейших решений, созданных для недавно созданного A380, в первую очередь, новую кабину пилотов и системы управления. Порядка 53% конструкции выполнено из композиционных материалов, 19% из алюминиевых сплавов, 14% из титана, 6% из стали и 8% из других материалов. Эти показатели близки к показателям Boeing 787 Dreamliner (50% композиты, 20% алюминий, 15% титан, 10% сталь). В 2008 году конструкция была заморожена.

 

Фюзеляж


Фюзеляж не круглый в сечении. Овальная конструкция имеет диаметр 5,97 метров в ширину (против 5,64 метров у A330). Кабина шириной 5,61 метров на 12 см шире, чем у Boeing 787. Салон позволяет разместить 8 кресел в ряд по схеме 2-4-2 в премиум-эконом классе, 9 кресел по схеме 3-3-3 в стандартном эконом классе и 10 кресел по схеме 3-4-3 в уплотненной конфигурации.

Салон самолета оснащается новой атмосферной системой, поддерживающей влажность на уровне 20%, а так же адаптирующей окружающую среду в зависимости от количества пассажиров на борту.

Носовая часть лайнера имеет элементы унифицированные с моделью A380, имеет почти ту же носовую стойку шасси и кабину пилотов. Однако, общая конструкция значительно улучшена, что позволило повысить аэродинамическое качество самолета, а так же улучшить размещение зоны отдыха экипажа (не за счет пассажирской кабины). Лобовое остекление увеличено, что расширяет видимость пилотов.

 

Шасси


Самолет имеет пересмотренную конструкцию шасси. Каждая опора имеет дополнительные крепления и распределяет нагрузку на крыло и центроплан, снижая нагрузки на каждый из элементов. Предполагается несколько видов тележек основных опор в зависимости от версии самолета. A350-800 и -900 имеют четырехколесные тележки. Более тяжелые A350-900R и -1000 будут иметь шестиколесные тележки.

 

Крыло


А350 имеет новейшее, композитное крыло. При площади крыла в 442 м2, самолет имеет самое большое крыло среди моделей с одноэтажными салонами (больше только у Boeing 747 и A380). Крыло адаптировано к полетам на скоростях 900-950 км/ч.

При разработке крыла A350 в Airbus отказались от классических винглетов. Вместо них на установлены большие (4,4 метра длиной) законцовки, похожие на плавники и названные шарклетами (от англ. shark — акула). Подобные новые законцовки так же появились на лайнерах семейства A320.

 

Кабина пилотов и авионика


Новая стеклянная кабина Airbus A350 является унифицирована с кабиной A380 и оснащена 15-дюймовыми ЖК-дисплеями. Шестиэкранный интерфейс включает два центральных дисплея, расположенных один над другим (нижний отображает статус двигателей), а так же по одному навигационному и одному общему информационному экрану для каждого пилота. Так же, впервые у Airbus, кабина оснащена ИЛС-панелями (Индикаторы на Лобовом Стекле) — подвесными прозрачными панелями, отображающими общую информацию. Ранее, подобные элементы применялись только в военной авиации и на коммерческих лайнерах были впервые внедрены на Boeing 787.

Авионика, создана концерном Thales по концепции IMA (Integrated Modular Avionics), разработанной для A380. Комплекс будет автоматизировать 40 различных функций самолета, включая шасси, топливо, пневматику, салон, пожарную безопасность и так далее (на А380 автоматизировано 23 базовые функции). IMA создает в самолете сеть управления (скорость до 100Мбит/с), позволяет повысить надежность и снизить массу лайнера благодаря отказу от множества лишних элементов компьютеров.

 

Силовая установка


Силовая установка самолета — два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Trent XWB. Этот двигатель имеет две модификации, адаптированные к модификациям самого A350. Базовый двигатель имеет тягу 33,6 тс и ставится на лайнеры А350-800 и -900. Форсированная версия двигателя для А350-1000 имеет тягу до 44 тс., оснащается измененными винтелляторами для более высокой скорости вращения (при том же диаметре). В дальнейшем планируется модернизировать двигатели для эффективной работы в условиях высоких температур и высокогорья.

Trent XWB создан фирмой Rolls-Royce на базе двигателя Trent 900 (от A380) и Trent 1000 (от Boeing 787). Двигатель оснащается мотогондолой с применением средств снижения шумности, разработанными для А380.

Самолет оснащается ВСУ HGT 1700 фирмы Honeywell — прорыв для этой фирмы и на 10% более эффективный, чем генераторы — предшественники. Фирма так же создала для лайнера систему отбора воздуха и генераторы двигателей. В свое время на Boeing 787 от таких систем отказались в пользу аккумуляторов, но с ними возникли проблемы. Airbus решили быть в данном вопросе более консервативными, но с возможностью вернуться к такой технологии позже.

 

Модификации


Разработка трех базовых модификаций Airbus A350 была начата в 2006 году. Первым взлетел лайнера A350-900. Модель -1000 должна выйти на линии в 2017 году. Работы над версией -800 были отменены в 2014 году.

А350-900 — первая базовая версия лайнера. При взлетной массе до 280 тонн, самолет вмещает 325 пассажиров и летает на 15000 километров. Самолет является прямым конкурентом Boeing 777 и Boeing 787.

A350-900R — модификация с увеличенной дальностью полета предполагает установку двигателей с увеличенной тягой, усиленную конструкцию и шасси при взлетной массе до 308 тонн. Это дает возможность увеличить количество топлива и дальность еще на 1500 км.

A350-900F — грузовой вариант, способный доставить 92 тонны груза на расстояние в 9300 км. Работы над ним начнутся после вывода на рынок модели -1000.

A350ULR (Ultra Long Range) — модификация с взлетной массой до 280 тонн и при объеме топлива до 165 тонн. Такое количество горючего позволит самолету летать по 19 часов. Стартовый заказчик — Singapore Airlines заказала 7 самолетов такой версии для полетов из Сингапура в города Восточного побережъя США (в первую очередь, в Нью-Йорк). При этом самолет вмещает всего 170 пассажиров.

ACJ350 — корпоративный самолет на базе модели -900ULR. Самолет может перевозить около 30 пассажиров, но дальность полета достигает 20000 километров.

A350-1000 — самолет с удлиненным до 74 метров фюзеляжем является самым большим из ныне созданных лайнеров A350. Самолет вмещает до 366 пассажиров в трехклассовой конфигурации и летает на 14800 км. На рынке он должен заменить A340-600 и является конкурентом Boeing 777-300ER и Boeing 777X.

Фюзеляж самолета удлинен на 11 секций в сравнении с фюзеляжем модели -900. Помимо этого претерпели изменения и элементы крыла, а так же шасси (основные опоры имеют шестиколесные тележки вместо четырехколесных). Тяга двигателей Trent XWB так же возросла. При всех этих изменениях и с увеличением пассажировместимости, дальность полета лайнера практически не изменилась (всего на 200 км меньше, чем у модели -900).

A350-800 — укороченная версия для перевозки 280 пассажиров в трехклассовой компоновке и дальностью в 15200 км. Изначально планировалось укоротить фюзеляж на 10 секций и увеличить дальность лайнера, но после проведения исследований оказывалось, что оптимизировать самолет очень сложно и он практически не будет превосходить модель -900, которую, в итоге, предпочли авиакомпании. В конце концов, на авиасалоне Фарнборо Airbus анонсировал лайнер A330NEO, который должен был занять эту нишу рынка, а работы над моделью -800 были остановлены.

Схема салона Airbus A350



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ семейства Airbus A350
Тип Магистральный пассажирский самолет
Модификация A350-900  A350-1000
Силовая установка 2 Х RR Trent XWB (тягой 38,1 тс. кажый) 2 Х RR Trent XWB (тягой 44,05 тс. кажый)
Максимальное число пассажиров 325 (3 класса)
440 максимум
366 (3 класса)
440 максимум
Практический потолок 13 100 м
Дальность полета 15 000 км (-900)
18 000 км (-900ULR)
20 000 км (ACJ350)
14 800 км
Максимальная взлетная масса 280 тонны 308 тонны
Крейсерская скорость 945 км/ч
Размах крыла 64,75 м
Площадь крыла 442 м2 460 м2
Длина 66,8 м 73,78 м
Высота 17,05 м 17,08 м

НОВОСТИ