Airbus A380



Airbus A380


Галерея A380

Разработчик  Airbus
Первый полет  2005
Единиц произведено  208 (2017)
Стоимость единицы  $436,9 млн. (2017)

 

Airbus A380 — двухпалубный, широкофюзеляжный авиалайнер, созданный концерном Airbus в середине 2000-хх годов. Самый крупный пассажирский самолет в мире, способный перевезти до 853 пассажиров в одноклассовой компоновке. На начало 2017 года Airbus поставил 207 лайнеров.

 

Разработка


В 1988 году группа инженеров Airbus провела исследования по теме гражданского самолета очень высокой пассажировместимости. Основной стратегической задачей этих тайных работ было прекращение доминирования флагмана фирмы Boeing — модели 747. Этот самолет безраздельно правил в сегменте и все попытки конкурентов создать что-то похожее (неудачный проект McDonnell Douglas MD-12) проваливались. Airbus не торопились создавать свой лайнер, но работы продолжались в течение всех 1990-хх. Было организовано четыре команды исследователей (по одной от каждого крупного члена концерна: Aerospatiale, British Aerospace, Deutsche Aerospace и CASA) целью которых была проработка концепции будущего флагмана.

В 1993 году Boeing и Airbus договорились о совместной работе над созданием совершенно нового поколения сверхбольших авиалайнеров. Однако, проект был закрыт спустя два года из-за очень большого бюджета, а так же высоких рисков. Всего две авиакомпании заинтересовались этой машиной. Airbus решили создавать свой самолета, а Boeing сделали ставку на модернизацию и удлинение своего Boeing 747 (будущий Boeing 747-8). Кроме того, у американцев начала развиваться тема создания небольших сверхэффективных дальнемагистральных лайнеров, вместо концепции огромных самолетов, летающих только в региональные хабы. Эта тема позже переросла в лайнер Boeing 787.

В 1994 году Airbus официально анонсировали проект A3XX. Рассматривались различные компоновки, в том числе, экзотические. Предлагалось создать очень широкий в горизонтальной плоскости фюзеляж, фактически, поставив рядом два фюзеляжа от A340 — тогдашнего флагмана. Однако, экономический кризис в Азии конце 1990-хх сжал рынок таких больших самолетов и было решено не рисковать созданием революционных конструкций, а создать классический самолет на 15-20% более эффективный, чем Boeing 747-400. Самолет должен был быть двухпалубным, как и 747, но вторая палуба должна была занимать всю длину фюзеляжа, значительно увеличив вместимость.

В 2000 году на проект A3XX было выделено около €8.8 млрд. и он получил официальное название A380. Концерн получил заказы на 50 лайнеров от стартовых заказчиков. Конструкция была заморожена в 2001 году, а году спустя началась сборка первого крыла. Расходы при этом росли вместе с самолетом: к моменту выкатки первого прототипа, стоимость проекта выросла до €14 млрд.

 

Испытания


Для проведения испытаний и сертификации было изготовлено пять прототипов A380. Первый полет самолета с бортовым номером F-WWOW был совершен 27 апреля 2005 года в аэропорту Тулузы, где он и был собран.

Во время испытаний самолет разгоняли до максимальной скорости в 1020 км/ч (крейсерская скорость 903 км/ч). Испытания на высокогорных аэродромах проводились в Эфиопии и Колумбии (высоты аэропортов более 2 км выше уровня моря). Испытания на низкие температуры проводились в Канаде.

Наземные испытания проводились с переменным успехом. В 2006 году прочностные испытания крыла провалились, когда крыло разрушилось при нагрузке в 145% от расчетного (должно было выдержать 150%). Пришлось усиливать конструкцию и повторять испытания. Испытания на эвакуацию оказались успешнее запланированного. При 8 заблокированных выходах из 16, 853 пассажира и 20 членов экипажа покинули обесточенный салон самолета всего за 78 секунд (при расчетных 90).

В августе 2006 года A380 взлетел с двигателями GP7200 — альтернативными базовым Trent900. Полностью оснащенный самолет проходил испытания на комфорт пассажиров — в качестве пассажиров возились 474 сотрудника концерна. В конце 2006 года лайнер получил сертификаты типа от авиационных властей ЕС и США.

Видео Airbus A380 : Посадка лайнера авиакомпании Emirates в аэропорту Манчестера

 

Производство и поставки


Основные элементы конструкции производятся на теорритории Франции, Германии, Испании и Великобритании. Учитывая размеры самолета и его секций, вопрос транспортировки был очень острым — обычные методы перевозки по воздуху или железными дорогами были, часто, нереализуемы.

Были разработаны новые методики и специальная техника для перевозки по воде и по дорогам. Паромы и большие дорожные грузовые платформы в сопровождении конвоев соединили Габмург, Сен-Назар, Гамбург, Казис и Тулузу.

Из-за внедрения множества инноваций и беспрецедентных размеров лайнера, производство сталкивалось с множеством проблем. Самая известная из них — проблема с расположением кабельных сетей. 40 000 соединений, 98 000 проводов общей длиной 530 километров потребовали пересмотра расположения в ряде элементов конструкции. Как оказалось, сложности были вызваны, преимущественно, из-за разных версий программ проектирования (немцы и испанцы использовали CATIA 4.0, а британцы и французы CATIA 5.0).

Откладывать поставки начали уже в 2005 году. По базовому плану уже к 2009 году в мире должно было летать около 120 лайнеров, но план снизили до 90. Второй раз отложили поставки в 2006 году и план сократился до 70. На плановую мощность выпуска (45 в год) должны были выйти только к 2010 году.

Из-за задержек, Airbus сконцентрировал все силы на выпуске A380-800, что привело к потере интереса к грузовой версии A380F (заказы на 17 самолетов были отменены).

В конце концов, поставки начались только в 2007 году, когда первый лайнер был передан Singapore Airlines. В 2008 году поставлено 12 самолётов, в 2009 поставлено заказчикам 14 самолётов, в 2010 — 27.

 

Конструкция


Airbus A380 — четырехдвигательный двухпалубный авиалайнер. Выпускающаяся на 2017 год версия A380-800 расчитана на перевозку 555 пассажиров в трехклассовой конфигурации и 853 пассажиров в одноклассовой (эконом класс).

Размер крыла A380 рассчитан на максимальную взлётную массу свыше 650 тонн. В будущемЮ с созданием более тяжелых модификаций крыло будет усилено. Крыло оснащается законцовками крыла — винглетами классической для Airbus схемы.

 

Кабина пилотов


Кабина пилотов значительно унифицирована с кабинами других лайнеров линейки Airbus. Однако, она имеет ряд улучшений в сравнении с более старыми моделями. Специально для A380 концерн Thales создал кабину по концепции интегрированной модульной авионики (IMA) ранее применявшейся только в военной авиации (в Европе ее применяют на истребителе Dassault Rafale). IMA включает в себя высокоскоростную сеть и группу бортовых компьютеров, которые заменяют собой большое количество систем, снижая массу и повышая надежность.

Кабина пилотов стеклянная. Включает в себя 8 ЖК-дисплеев по 5,9 и 7,9 дюймов. 2 отображают общую летную информацию, 2 экрана навигационные, 1 отображает статус двигателей, 1 — статус бортовых систем, еще 2 монитора дают информацию индивидуально в зависимости от запроса пилота. Не смотря на распределение ролей, все дисплеи взаимозаменяемы. Помимо базовых дисплеев, по бокам каждого пилота имеются многофункциональные компьютеры, оснащенные трекболами и клавиатурами. Благодаря им, экипаж получил возможность полностью отказаться от бумажных носителей в кабине.

 

Двигатели


A380 опционально оснащается двигателями двух марок: Rolls-Royce Trent 900 и Engine Alliance GP7000.

Учитывая количество и размеры двигателей, обе фирмы уделили большое внимание снижению уровня шума. Благодаря внедрению новейших технологий, уровень шума удалось значительно снизить в сравнении с Boeing 747. Кроме того, двигатели имеют возможность использовать в полете не только обычный авиационный керосин, но и неросино — газовую смесь (GTL). Выбросы углекислого газа при применении такого топлива аналогичны, но выбросы серы при этом почти отсутствуют.

Особенностью силовой установки A380 является то, что из четырех двигателей реверсом тяги оснащены только два (те, которые ближе к фюзеляжу). Высокое аэродинамическое качество крыла позволяет лайнеру садиться на невысоких скоростях, а для экономии массы от реверса решили отказаться на двух двигателях (изначально планировалось его вообще не ставить).

 

Материалы


С точки зрения материалов A380 — классический современный авиалайнер, выполненный, преимущественно из алюминиевых сплавов. Доля композиционных материалов составляет порядка 20%. Углеродные композиты и стеклопластики используются в конструкции крыла, центроплана и хвостового оперения. В конструкции фюзеляжа применена специально разработанная гибридная металлический волоконно-ламинированный материал (hybrid fibre metal laminate material — GLARE).

 

Пассажирская кабина


Учитывая довольно скромные достижения с точки зрения материалов (в сравнении с Boeing 787 и A350), лайнер обеспечил доселе невиданные условия для пассажиров.

Салон имеет более высокое атмосферное давление в сравнении с аналогами, а так же он на 50% тише. Так же, площадь салона на 50% больше, чем у Boeing 747-400.

Ширина салона позволяет значительно варьировать рассадку пассажиров: от 3 в ряд в первом классе (это, фактически, каюты площадью 12 м2, до 11 в ряд в экономическом классе.

Верхняя и нижняя палубы соединены двумя лестницами. Палубы могут вмещать максимально 853 пассажира в одном экономическом классе, но подобная компоновка пока не применялась. Типовой для A380 считается трехклассовая компоновка, вмещающая 525 человек: 10 в первом классе, 76 в бизнес-классе, 439 в эконом-классе.

Большие пространства позволили авиакомпаниям разместить в салонах некоторые элементы, которых ранее быть не могло: на A380 можно найти зоны отдыха, бары и магазины в зависимости от фантазии эксплуатанта. Однако, Airbus сдерживает самые сложные идеи дизайна, так как это может усложнять изготовление и задержать поставки.

 

Модификации


A380-800 — базовая версия и единственная выпускающаяся (на 2017 год). В 2010 году Airbus заявили, что планируют модернизировать лайнер, усилив конструкцию и увеличив стреловидность крыла на 1,5°. Масса при этом вырастет на 4 тонны, а дальность на 190 км. Поставки начались в 2013 году авиакомпаниям British Airways и Emirates.

A380-900 — модификация с удлиненным фюзеляжем. Будет вмещать 650 пассажиров в трехклассовой компоновке и 900 пассажиров в одноклассовой. Из-за сложностей с началом поставок модели -800, выпуск этой версии был отложен. Планируется, что модель -900 начнет выпускаться после с созданием новой серии A380NEO.

A380NEO — улучшенное поколение лайнеров с новым крылом и новыми двигателями. Предполагается использование обновленных двигателей, создаваемых на базе Rolls-Royce Trent XWB (от A350). Выпускаться будут две версии A380-800NEO и A380-900NEO. Поставки планируется начать с 2020 года.

A380F — грузовая версия A380-800. Заказы на нее Airbus собирал с самого начала проекта и она должна была появится сразу. При грузоподъемности в 150 тонн, самолет уступал только Ан-225 Мрия. Однако, из-за сложностей с началом поставок пассажирской версии, поставки грузовой были отложены, а все заказы на нее отменены или конвертированы.

 

Эксплуатация Airbus A380


По состоянию на февраль 2017 года 208 лайнеров А380 эксплуатируется в парке 13 авиакомпаний.

Наземная эксплуатация

Ранее критики утверждали, что из-за своего веса A380 может повредить рулёжные дорожки аэропорта. Однако давление, которое оказывают колёса лайнера на поверхность, меньше, чем у Boeing 747 или Boeing 777, поскольку у A380 22 колеса, что на 4 больше, чем у 747-го, и на восемь больше, чем у 777-го. Airbus измеряла нагрузку на дорожное покрытие с помощью специальной 580-тонной повозки с грузом, построенной для имитации шасси A380. Повозку прокатывали по участку дорожного покрытия, где были размещены датчики давления.

Исходя из размаха крыла A380, Федеральная администрация по авиации США изначально классифицировала его как самолёт Группы VI, для которой требуется взлётно-посадочная полоса шириной 60 метров и рулёжные дорожки шириной 30 метров, против 45 и 23 у Группы V, к которой относится Boeing 747. Airbus изначально заявлял, что A380 сможет безопасно функционировать на взлётно-посадочных полосах и рулёжных дорожках Группы V, не требуя их расширения. В июле 2007 года FAA и EASA согласились разрешить A380 использовать взлётно-посадочные полосы шириной 45 метров без ограничений.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Airbus A380
Тип магистральный пассажирский самолет
Силовая установка четыре двухконтурных турбореактивных двигателя RollsRoyce Trent 970/B (Engine Alliance GP7270) по 31 713 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 544 (стандартная 4-классовая компоновка), 853 человека (максимум)
Практический потолок 13 100 м
Дальность полета 15 200 км
Максимальная взлетная масса 575 т
Крейсерская скорость 903 км/ч
Размах крыла 79,75 м
Площадь крыла 845 кв. м
Длина 72,72 м
Высота 24,09 м