Airbus Beluga
Галерея Beluga |
||
Разработчик | Airbus | |
Первый полет | 1994 | |
Единиц произведено | 5 |
Airbus Beluga — Airbus A300-600ST Super Transporter —специальный широкофюзеляжный турбореактивный грузовой самолёт Airbus для транспортировки крупногабаритных грузов.
История Airbus Beluga
Одной из особенностей Airbus в ее корпоративной цепочке был разброс основных производственных площадок в по территории Европы, в первую очередь, Франции и Германии. Для быстрой эффективной переброски деталей самолетов между заводами применялись грузовые самолеты, такие, как Super Guppy – четырехмоторный поршневой грузовой самолет с модифицированным фюзеляжем. Какое-то время этот самолет справлялся со своей задачей, но рост объемов производства, увеличение транспортных издержек и появление новых больших лайнеров, таких, как А300, А310 и, тем более, А330 сделали этот самолет морально устаревшим.
В Airbus было принято решение создать новый траспорт, в который следует заложить три основных параметра — скорость перевозки, возможность перевозить секции большого диаметра и минимально возможное время на погрузочно/разгрузочные операции.
Базой для модификации стал лайнер A300-600, и он, по программе ST – Special Transport, во многом по аналогии с Super Guppy, подвергся серьезному «тюнингу». Фюзеляж был полностью переработан: кабина пилотов была опущена, что дало возможность сделать грузовой отсек с прямым пол на всю длину фюзеляжа. Носовая часть грузового отсека открывалась и позволяла загружать крупногабаритные грузы за 45 минут (у Super Guppy это занимало 2 часа). Крыло, двигатели и большая часть авионики были унаследованы у базового А300. Имя Beluga происходит от формы корпуса самолёта, который напоминает кита белуху (beluga в англ. и некоторых других языках; не путать с белугой).
Благодаря очень большому транспортному отсеку с рабочим объёмом около 1400 м³ Beluga может транспортировать грузы с общим весом до 47 т. Транспортный отсек имеет 37,7 м в длину и 5,43 м в ширину. Диаметр фюзеляжа составляет 7,40 м. С такими размерами Beluga берет на борт пару крыльев Airbus A330 в сборе или большинство частей корпуса Airbus A319.
Видео Airbus Beluga : Самолет в формации с пилотажной группой Patrouille de France
Всего было выпущено 5 экземпляров Airbus A300-600ST, которые работают практически только на саму компанию Airbus. Для специальных транспортных операций возможно напрямую арендовать машину у дочернего предприятия Airbus Transport International, чем периодически пользуются военные структуры стран НАТО.
Airbus проводит исследовательские работы по разработке следующей транспортной модели на базе A340. Так же, как и для Beluga, в круг задач самолёта будет входить транспортировка компонентов A380 (консоли крыла, фюзеляж). В настоящее время эти части транспортируются с большими трудностями кораблями и тяжёлыми тягачами в Тулузу для окончательного монтажа.
Схема Airbus Beluga
Тип | специальный транспортный самолет |
Силовая установка | два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80C2A8 по 23 000 кгс каждый |
Максимальная грузоподъемность | 47,6 т |
Практический потолок | 10 700 м |
Дальность полета | 5 200 км |
Максимальная взлетная масса | 160 т |
Крейсерская скорость | 765 км/ч |
Размах крыла | 44.84 м |
Площадь крыла | 260.00 кв. м |
Длина | 56.16 м |
Высота | 17.25 м |