Dash 8 Q-series (семейство)

Семейство Bombardier Dash 8 Q-series


Галерея Q-series

Разработчик  Bombardier
Первый полет  1983
Единиц произведено  1169 (2015)
Стоимость единицы $35 млн. (q-400)

 

Bombardier Dash-8 или QSeries (так же ранее известный, как de Havilland Canada Dash 8 или DHC-8) – семейство двухдвигательных турбовинтовых пассажирских самолетов региональных перевозок. Разработан канадской компанией de Havilland Canada (DHC) в 1984 году и, на данный момент, производится компанией Bombardier Aerospace.

 

История Q-series


В 1970-хх канадская компания de Havilland Canada инвестировала значительные средства в свой проект турбовинтового самолета Dash 7, в котором особое внимание уделялось возможности взлетов и посадок с коротких полос – традиционной специализации компании. Оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями с большими саблевидными пропеллерами, Dash 7 был очень тихим и мог работать даже с маленькими аэропортами. Однако, авиакомпаниям, в большинстве своем, возможность короткого взлета-посадки была не нужна, поэтому большого портфеля заказов не было.

Тогда в 1980 году de Havilland приняла решение отказаться от требования короткого взлета-посадки и сделать свой самолет более коммерчески эффективным. Четыре двигателя PT6 были заменены двумя новейшими и значительно более мощными двигателями Pratt & Whitney Canada PW120.

Модификациям подверглись почти все узлы самолета, поэтому, когда в 1983 году проводилась презентация, Dash 8 был, фактически, новым самолетом. Отличительными особенностями нового Dash 8 были прямое крыло высокого аэродинамического качества, Т-образное оперение, более острый нос и большие мотогондолы, подвешенные под консолями крыла. Самолет не мог взлетать и садиться на коротких полосах, но de Havilland удалось удержать показатели шумности. Кроме того, Dash 8 был намного эффективнее в полете, 2 двигателя вместо 4 требовали значительно меньшего обслуживания, а по экономике Dash 8 до сих пор считается одним из лучших региональных самолетов.

Первый полет прототип совершил в 1983 году. Спустя год  новая модель получила сертификат типа и поступила в эксплуатацию в канадскую авиакомпанию NorOntair. Piedmont Airlines стала первым эксплуатантом самолета в США.

Q400X

В 2007 году Bombardier начала работы над новой версией Q400, способной вмещать до 90 пассажиров – проект получил название Q400X. Начало производства планируется на 2019 год. В ответ на это главный конкурент в сегменте – европейская ATR так же начала работать над 90-местной версией на базе ATR 72.

Модификации

Серия 101

DHC-8-100 — первая версия 37-40 местного пассажирского самолёта, введённая в эксплуатацию в 1984 году. Ранние экземпляры самолёта получили двигатели PW120A (сертифицирован CAA 13 декабря 1985); поздние — PW121 (сертифицированы CAA 22 февраля 1990), мощностью 1800 л.с. (1343 кВт).

DHC-8M-100 — два самолёта для транспортной авиации Канады.

CC-142 – военно-транспортная версия для ВВС Канады в Европе.

CT-142 — учебно-тренировочная версия для обучения штурманов ВВС Канады.

E-9A — патрульный самолёт ВВС США, используется для обеспечения учений в Мексиканском заливе. Два самолёта базируются на Tyndall AFB, Флорида.

Видео Q-series : Посадка самолета Bombardier Q400 авиакомпании AirBaltic в аэропорту Домодедово

 

Серия 200

DHC-8-200 — аналогичен серии 100, но с более мощными двигателями Pratt & Whitney Canada PW123, мощностью 2150 л.с. (1604 кВт), пассажировместимость от 37 до 39 человек.

Q200 — модификация DHC-8-200 с системой активного шумоподавления (Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system).

Серия 300

DHC-8-300 — удлинённая на 3,43 м версия, 50-56 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 1989. Вооружался двигателями PW123 или PW123B или PW123E, мощностью 2500 л.с. (1,865 кВт).

DHC-8-300A — модификация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой.

Q300 — модификация DHC-8-300 с системой активного шумоподавления (ANVS).

Серия 400

Q400 — увеличенная модификация, 70–78-местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость на 140 км/ч выше, чем у предыдущих версий, и составляет 667 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A, максимальной мощностью 5071 л.с. (3783 кВт)(крейсерская мощность 4850 л.с. (3618 кВт)). Практический потолок составляет 7600 м для стандартных вариантов; для самолётов, оснащённых выпадающими кислородными масками пассажиров, потолок составляет 8200 м. Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления (ANVS).

Q400 NextGen — модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания.

Q400-MR — морская бомбардировочная модификация Q400 для French Sécurité Civile.

 

Эксплуатация Q-series


Dash 8 в 1980-хх годах появился весьма вовремя. Бум авиаперевозок спровоцировал значительный рост парков авиакомпаний и на это наложился фактор старения старых самолетов, которые нужно было заменять.

Естественно, такой выгодный рынок не мог остаться только за de Havilland. Французская Aérospatiale совместно с итальянской Alenia создали консорциум ATR, новая модель которой стала прямым конкурентом Dash 8. С тех пор эти два самолета конкурируют.

В 2008 году Bombardier объявила, что производство классических моделей Dash 8 (Серии 100, 200 и 300) будет свернуто, а Dash 8 будет представлен поздним представителем семейства – моделью 400. Крайний классический Dash 8 был поставлен в том же 2008 году и это был 671 самолет этой серии.

Всего, с 1984 года авиакомпаниям было передано 1129 самолетов (на 2014 год).

Схема салона Q-400



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Q-400
Тип региональный пассажирский самолет
Силовая установка два турбовинтовых двигателя Pratt Whitney Canada PW150A по 5 000 л.с. каждый
Максимальное число пассажиров 78 человек
Практический потолок 8 230 м
Дальность полета 2 020 км
Максимальная взлетная масса 28,9 т
Крейсерская скорость 648 км/ч
Размах крыла 28,42 м
Площадь крыла 63,08 кв. м
Длина 32,84 м
Высота 8,34 м

НОВОСТИ