CRJ (Семейство)

Семейство CRJ


Галерея CRJ

Разработчик Bombardier Aerospace
Первый полет 1991
Единиц произведено (на 2017 год) 1876
Стоимость единицы (2017) CRJ700: $41.4 млн.
CRJ900: $46.5 млн.
CRJ1000: $46.5 млн.

 

Bombardier CRJ (Canadair Regional Jet) — семейство региональный реактивных пассажирских самолетов, созданное на базе бизнес-джетов Challenger. Семейство включает модели CRJ100 и 200, созданные в начале 1990-хх, а так же лайнеры субсемейства CRJ700 (модели 700, 900 и 1000), созданных в конце 1990-хх и начале 2000-хх. Лайнеры являются одними из самых массовых в данном классе — на начало 2018 года выпущено более 1800 единиц.

История


Bombardier Challenger 600

В конце 1970-хх годов крупнейший канадский авиапроизводитель — компания Canadair создала одну из самых знаковых в своей истории машину. Самолет Challenger стал результатом масштабной работы канадской компании, а так же американской фирмы LearJet. Собственно, самолет в большой мере можно считать детищем Уильяма Лира — основателя LearJet, а изначально даже предполагалось, что новая модель получит имя LearStar. Тем не менее, права и документация, а так же производство остались за Canadair и именно она вывела на рынок новый Challenger 600 (тут стоит упомянуть тот факт, что у Bomberdier сейчас есть множество разлиных бизнес-джетов под брендом Challenger, но они не являются семейством, например, Challenger 300/350 — полностью новые самолеты, не имеющие прямой связи с остальными).

Самолет получил салон шириной 2,41 м и вмещал до 12 пассажиров. Силовая установка — два расположенных в хвосте двигателя General Electric CF34 — весьма популярные в авиации среднего класса и среди региональных лайнеров — различные версии этих двигателей устанавливаются на многие лайнеры Boembardier, Embraer и даже на китайском региональном самолете ARJ21. Силовая установка, новейшие системы и совершенный планер позволили самолету делать на крейсерских скоростях около 850 км/ч на расстояния до 7400 км.

Семейство Challenger 600 стало весьма успешным, включило в себя несколько различных модификаций и поставляется заказчикам до сих пор (на 2017 год простроено более 1100 самолетов).

CRJ 100/200

В начале 1980-хх самолеты Challenger стали столь удачными, а их вместительные кабины были столь комфортабельны (обычно, они размещали в 2 больших кресла в ряд с одним проходом), что руководство Canadair стало рассматривать возможность создания более глубоких модификаций.

Изначально была разработана новая модель Challenger 610E, имеющая удлиненный фюзеляж и вмещающий до 24 пассажиров. Однако, такой самолет оказался на промежуточной нише рынка — уже не бизнес-джет, но еще не коммерческий лайнер. Проект свернули.

Уже к концу 1980-хх к идее создания больших модификаций вернулись, начав разработку еще более крупной версии — на этот раз, полноценного коммерческого регионального лайнера. Была развернута программа Canadair Regional Jet или CRJ.  В 1989 году фирма Canadair была реструктурирована и стала ядром нового концерна Bombardier. Однако, масштабные изменения бизнеса не повлияли на проект — он был продолжен и даже название его осталось прежним. Теперь. Проект был весьма экономически перспективен — Bombardier планировал вывести машину на рынок в начале 1990-хх и продать около 400 самолетов, а из-за унификации с самолетами Challenger программа обошлась даже дешевле, чем проекты турбовинтовых самолетов того времени (в том числе, Dash 8 или Q-series).

Семейство CRJ было составлено из моделей CRJ 100 и CRJ 200. CRJ 100 конструкционно очень близок своему бизнес-прорадителю, но имеет удлиненный на 5,92 метра фюзеляж, что позволило вмещать до 50 пассажиров (52 максимум) в 1-классовой компоновке 2+2 в ряд. Самолет так же получил увеличенное и усиленное крыло. Двигатели остались прежними, хоть и подверглись модификации — GE CF34-3A1. Самолет совершил свой первый полет в 1991 году. Год спустя он завешил программу сертификации и вышел на линии.

В течение последующих лет, на основе успеха базовой модели и запросов заказчиков, Bombardier разработала модель CRJ 200. По большей части конструкции лайнер практически не изменился. В него было внесено несколько мелких изменений, а авионика прошла модернизацию. Главным отличием являются обновленные двигатели CF34-3B1, позволившие самолету работать на высокогорных аэродромах, в условиях жары (топливная эффективность и дальность полетов так же незначительно возросли). Модель 200 позволила семейству вернуться в область бизнес-джетов — созданная в начале 2000-хх модель Challenger 800 является, фактически, переработанной VIP-версией  дальнего CRJ200LR.

CRJ 700/900/1000

Самолеты семейства CRJ были весьма эффективны и успешно конкурировали с другими региональными самолетами, такими, как модели Fokker 70/100,  BAe 146 и даже Boeing 717. Даже не смотря на то, что конкуренты были вместительнее, CRJ оказались более гибкими в эксплуатации, что позволяло Bombardier успешно продавать самолеты по всему миру.

Однако, компания с самого начала планировала модернизации и дальнейшее увеличение своих самолетов для обеспечения более эффективной конкуренции с более крупными региональными самолетами. К тому же, практическое доминирование CRJ 100 и 200 на рынке малых региланальных лайнеров продлилось недолго — в 1995 году в воздух начали подниматься бразильские самолеты семейства ERJ (Embraer Regional Jet). Имея очень близкие характеристики и вместимость так же до 50 пассажиров, эти самолеты оказывались прямыми конкурентами семейству CRJ.

Это заставило Bombardier активизировать работы по созданию новых моделей. В том же 1995 году канадская компания инициировала проект CRJ700. Новый самолет должен был получить улучшенный планер с новым крылом, более эффективную авионику и двигатели, а так же, главное, удлиненный на 4,76 м фюзеляж, позволяющий вместить до 70 пассажиров (78 максимум).

Самолет совершил первый полет в 1999 году. В 2001 году CRJ700 поступил в парк стартового заказчика — авиакомпании Brit Air.

У самолета довольно много модификаций: series 700, 701 и 702 вмещающих до 68, 70 и 78 пассажиров соответственно. Так же, у каждой имеются варианты ER и LR, с увеличенными взлетными массами, запасами топлива и дальностями.

Тренд к увеличению длины фюзеляжей на модели 700 на прекратился. Довольно быстро была развернута программа 76-90 местного лайнера CRJ 900. Фюзеляж удлинили еще на 3,89 м, крыло так же было увеличено и получило обновленную механизацию, так же модификации подверглось хвостовое оперение.

Bombardier CRJ — приключения канадской сигары. История и описание региональных лайнеров

Развитие модельного ряда и постоянные модернизации позволяли семейству CRJ успешно конкурировать с любыми региональными самолетами своего времени, даже с новыми лайнерами ERJ. Однако, конкурентное давление резко возросло в начале 2000-хх, когда Embraer представил новейшие лайнеры семейства E-Jet. С 2002 по 2004 год один за другим совершали первые полеты лайнера E170, E175, E190 и E195. Имея вместимость от 66 до 124 мест эти самолеты претендовали практически на весь рынок региональных реактивных самолетов и, на тот момент, конкуренцию им могли составлять только лайнеры CRJ. История многих других самолетов в этой нише рынка закончилась, даже Boeing и Airbus не выдерживали конкуренции и, на тот момент, практически, покинули рынок (Boeing 717 перестал выпускаться, а продажи A318 были минимальны).

Продажи самолетов E-Jet постоянно росли и, для поддержания своей линейки Bombardier в 2007 года развернул программу CRJ1000. На этот раз удлиненный салон получил вместимость 97-104 пассажира. Параллельно велись работы по программе CRJ NextGen. Программа модернизации предполагала улучшение характеристик моделей CRJ700 и 900 со снижением операционных расходов на 5,5%. Поставки самолетов начались с 2010 года.

Но, не смотря на все старания канадцев, бразильский конкурент остается, фактически, лучшим региональным реактивным самолетом. А появление новых конкурентов, таких, как российский SSJ 100, еще больше усложняет положение линейки CRJ и, если в 1990-хх их доминирование было, практически, очевидным, а в 2000-хх новые модификации оставались очень востребованными, то к началу 2020-хх Bombardier CRJ рискует остаться без спроса. Поставив на рынок почти 1900 лайнеров, на 2018 год Bombardier располагает заказами всего на несколько десятков лайнеров CRJ900 и CRJ1000. Но производство этих лайнеров не завершено, а сама компания поддерживает тренд к постепенному увеличению вместимости своих коммерческих моделей, но уже за счет создания совершенно нового семейства CSeries, ставшего потенциально, опасным конкурентом уже бразильским E-Jet.

Характеристики самолетов CRJ700/900/1000

Тип Региональный пассажирский самолет
Модификация CRJ700 CRJ900 CRJ1000
Силовая установка GE CF34-8C5B1 GE CF34-8C5 GE CF34-8C5A1
Тяга двигателей/strong> 2 X 6,25 тс 2 X 6,57 тс
Максимальное число пассажиров 78 90 104
Практический потолок 12 500 м
Дальность полета 2,553 км (ER) 2,876 км (LR) 3,004 км (ER)
Максимальная взлетная масса 34 т (ER) 38,3 т (LR) 41,640 т (ER)
Крейсерская скорость 829 км/ч
Размах крыла 23.2 м 24.9 м 26.2 м
Длина 32.3 м 36.2 м 39.1 м
Высота 7,6 м 7,5 м 7,5 м

 

НОВОСТИ