Су-27

Сухой Су-27


Галерея Су-27

Разработчик ОКБ Сухого
Первый полет  1977 (прототип Т-10-1)
Единиц произведено (с 1982 года)  809
Стоимость единицы (2013 год)  около $50 млн

 

Су-27 (классификация НАТО: Flanker) советский/российский многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1970-х годов.

 

История Су-27


1960-е годы ознаменовались поступлением в ВВС разных стран боевых самолетов, хоть и имеющих отличия друг от друга, но не выходивших за пределы тогдашних трендов: все эти машины достигали скоростей в 2 Маха, летали на высотах около 20 километров, оснащались бортовыми РЛС и вооружались ракетами разных типов. Именно тогда, в эпоху скоростных ракетных боев на больших дистанциях небом правили МиГ-21, Мираж III, F-104 и их аналоги.

Эти самолеты на малых скоростях были трудноуправляемыми, посадочная скорость была высокой, а маневренный бой считался пережитком Второй Мировой. Однако, опыт войн того периода разочаровал экспертов: ракеты воздух-воздух оказались не идеальными, а перестрелки на больших дистанциях часто перерастали в «догфайты», которых, по идее, не должно было быть. Кроме того, резко повышение стоимости машин с каждым новым поколение заставляло страны делать самолеты более универсальными.

Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где еще в 1965 г. был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 г. там была развернута программа FX (Fighter Experimental). Проектирование самолета по уточненным требованиям началось в 1969 г., в том же году истребителю было присвоено обозначение F-15. Победителем конкурса на новый самолет стала компания McDonnell Douglas. В 1972 году в воздух поднялся первый YF-15.

В СССР была развёрнута собственная программа разработки перспективного фронтового истребителя (ПФИ) на конкурсной основе — традиционно к теме были подключены три конструкторских бюро. Ещё в 1969 году в ОКБ Сухого были выполнены первичные проработки по теме ПФИ, а в начале 1971 года было принято официальное решение по КБ по началу работ над изделием Т-10. Техническое задание на вновь создаваемую машину было ориентировано на превосходство над F-15 и напрямую зависело от его ЛТХ.

В 1972 году руководство КБ МиГ вышло с предложением разделить программу ПФИ и создавать параллельно два истребителя — тяжёлый и лёгкий, что позволит иметь в стране парк двух типов самолётов, ориентированных каждый на свои задачи.

Прототипы

Т-10

Опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) поднялся в воздух в 1977 году. Система вооружения на него не устанавливалась. Самолёт Т-10-2 был построен в 1978 году, но потерпел крушение. Машина Т-10-3 планировалась уже под установку двигателей АЛ-31Ф. Из-за неготовности двигателей первый полёт выполнен в августе 1979 года. На Т-10-4 установили опытную РЛС «Меч».

В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. В итоге, было принято беспрецедентное для современности решение начать создание самолёта практически с нуля.

Видео Су-27 : Видео исполнения фигур высшего пилотажа, колокол с отстрелом тепловых ловушек

 

Т-10С

В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный) поднялся в небо. Машина была значительно изменена. Полученные при испытаниях данные показали, что создан не уступающий, а по некоторым параметрам превосходящий аналоги самолёт. В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, в том числе и в процессе серийного производства.

 

Конструкция Су-27


Планер самолёта

Планер выполнен по интегральной аэродинамической схеме: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Для улучшения аэродинамических характеристик самолёта он оснащен корневыми наплывами большой стреловидности. Также на крыле расположены флапероны. Горизонтальное оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора. Вертикальное оперение двухкилевое. Для уменьшения общего веса конструкции широко используется титан (около 30 %), в то же время в конструкции почти не используются композитные материалы — практически только радиопрозрачные обтекатели антенн.

Су-27 — первый советский серийный самолёт с электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

Базовый самолет оснащен парой широко разнесенных турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31Ф. Разнесение двигателей продиктовано необходимостью максимального повышения живучести — в случае нанесения критических повреждений одному двигателю вероятность разрушения второго минимальна.

 Модификации

  • Су-27С — базовая модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф.
  • Су-27СК— экспортная модификация Су-27С, производится с 1991 г.
  • Су-27СМ— модернизированная версия серийного самолёта. Первый полёт совершил 27 декабря 2002 года. При доработке самолета наиболее существенным изменениям подвергается система управления вооружением истребителя. До 2009 года поступило в войска 45 машин, к 2011 году ещё 12.
  • Су-27СМ2,СМ3— доработанная версия Су-27СМ, характеристики самолёта в значительной степени приближены к Су-35С, основное отличие заключается в установке двигателей АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс, усиленной конструкции планера, дополнительных точках подвески, а также установкой 4 дисплеев на которые были выведены большинство приборов и датчиков в кабине.
  • Су-27СКМ— экспортная версия Су-27СМ, первый полёт 2002 г. По характеристикам приближен к Су-30МКК, Су-30МК2.
  • Су-27П— одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО. Система управления вооружением предназначена только для работы по воздушным целям.
  • Су-27УБ — двухместный учебно-боевой истребитель. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27. Серийно строится в Иркутске с 1986.
  • Су-30 — двухместный самолёт наведения и целеуказания. Построен на базе Су-27УБ.

 Основная статья Су-30

  •  Су-27УБК— экспортная модификация двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
  • Су-33  — одноместный палубный истребитель со складывающимися консолями крыла. Су-33 несут службу на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Основная статья Су-33

  • Су-33УБ  — учебно-боевой палубный истребитель с нетрадиционным для учебно-боевых машин расположением сидений — бок-о-бок. Ранее был известен под названием Су-27КУБ.
  • Су-34 — двухместный истребитель-бомбардировщик с расположением сидений «плечом к плечу».

Основная статья Су-34

  • Су-35  — многоцелевой истребитель, в отличие от Су-27М, который на международных авиасалонах также назывался Су-35.

 Основная статья Су-35

Схема Су-27



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Су-27
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДД АЛ-31Ф тягой 12,5 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 8 тонн
Практический потолок 15 500 м
Дальность полета 3 680 км
Максимальная взлетная масса 30 т
Максимальная скорость 2500 км/ч
Размах крыла 14,70 м
Площадь крыла 62,04 кв. м
Длина 21,94 м
Высота 5,93 м

НОВОСТИ