Су-30

Сухой Су-30


Галерея Су-30

Разработчик  ОКБ Сухого
Первый полет  1989
Единиц произведено (2012 год)  более 500
Стоимость единицы (2012 год)  $83 млн (Су-30МКИ для Индии)

$50 млн (Су-30СМ ВКС РФ)

 

Сухой Су-30 (Классификация НАТО: Flanker-C) — советский/российский многоцелевой истребитель, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1980-хх. Способен атаковать воздушные, наземные и надводные цели, а так же осуществлять операции на больших дистанциях и вести управление группой военных самолетов.

 

История


К началу 1980-хх годов в военной авиации всего мира начались серьезные изменения. Это было вызвано, не только появлением новых технологий, оружия и тактик ведения боевых действий, но и сложностями чисто промышленными и экономическими. Самолеты становились все сложнее в производстве и все дороже. Даже США и СССР уже не могли держать в своих арсеналах парки из тысяч самолетов десятков разных типов, как это было ранее. Начали проявляться тенденции к универсализации, когда на базе одной машины создаются различные, но сильно унифицированные модификации. Первыми результатами этой тенденции стал американский F-15E Strike Eagle и его прямой конкурент — советский Су-30.

ВВС СССР был нужен самолет, способный не только эффективно воевать с воздушными противниками, но и осуществлять командование авиагруппой, выполнять задачи радиолокационного обнаружения, а так же, атаковать наземные и надводные цели. Су-27 отлично справлялся с первой задачей, но остальные были для него непрофильными. Кроме того, остальные роли требовали от экипажа серьезной мультизадачности, а пилот Су-27 в одиночку с ней справиться просто не мог.

Тем не менее, Су-27, имея значительный модернизационный потенциал и широкие возможности был принят за базу для новой машины. Работы начались в ОКБ Сухого в середине 1980-хх на базе уже созданного двухместного учебного самолета Су-27УБ. Сначала, специалистам КБ удалось довольно быстро модифицировать несколько уже созданных учебных самолетов: их оснастили оборудованием для дозаправки в воздухе, новой системой навигации и рядом других современных приборов. К концу 1980-хх прототипы начали осуществлять испытательные полеты.

Первый серийный самолет, получивший индекс Су-30 выкатили в 1992 году. Самолет имел возможности завоевания превосходства в воздухе, дальнего патрулирования, радиолокационного сканирования и сопровождения, а так же управления группой истребителей.

Сложности начались сразу с началом серийного производства, но они, преимущественно, были вызваны не самолетом. После распада СССР, объемы военных закупок рухнули и даже Су-30, считавшийся лучшим истребителем на то время, закупался в крайне ограниченных количествах (остальные самолеты, при этом, и вовсе прктически не поставлялись).

Впервые, Су-30 был публично показан на авиасалоне в Жуковском в 1992 году. Вскоре, на базе истребителя был создан экспортный вариант Су-30К (коммерческий). Не смотря на казавшуюся локальность данного события, эта модификация, лишь незначительно отличавшаяся набором бортового оборудования, стала одной из важнейших. С Су-30К, Компания Сухой вышла на международные рынки, в первую очередь, в Индию.


 

Конструкция


Су-30 построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащенное развитыми наплывами, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Хвостовое оперение двухкилевое с цельноповоротными консолями горизонтального оперения.

Шасси трехопорное с одним колесом на каждой опоре и передней поворотной стойкой. При взлете шасси убирается по курсу, аналогично с шасси Су-27.

Кабина экипажа, выполненная по схеме тандем, герметизирована и имеет двухсекционный фонарь. Место заднего летчика приподнято относительно переднего, что в сочетании с большой площадью остекления фонаря обеспечивает хороший обзор обоим членам экипажа во все стороны.

Система управления электродистанционная. Силовая установка: два турбореактивных двигателя АЛ-31Ф. Регулируемые воздухозаборники двигателей прямоугольного сечения размещены под наплывом крыла и оснащены выпускаемой сеткой, предотвращающей попадание в двигатели посторонних предметов на взлетно-посадочных режимах.

 

Видео Су-30 : Видео демонстрационного полета Су-30СМ ВВС России на авиасалоне МАКС 2013

 

Вооружение


Самолет оснащается 30-сс авиационной пушкой ГШ-301, установленной в наплыве правой консоли крыла. Боекомплект: 150 патронов.

Ракетное вооружение подвешивается на 10 точках: 4 под консолями крыла, 2 на законцовках крыла, 2 под мотогондолами и 2 под центропалном между мотогондолами. Самолет способен применять полную номенклатуру авиационных ракет российского производства, предназначенную для истребителей. Масса боевой нагрузки — до 6 тонн.

Схема Су-30


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Су-30
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДД АЛ-31Ф тягой 12,5 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 8 тонн
Практический потолок 17 300 м
Дальность полета 3 000 км
Максимальная взлетная масса 34,5 т
Максимальная скорость 2125 км/ч
Размах крыла 14,70 м
Площадь крыла 62,00 кв. м
Длина 21,94 м
Высота 6,36 м

НОВОСТИ