Су-34



Сухой Су-34


Галерея Су-34

Разработчик  ОКБ Сухого
Первый полет  1990
Единиц произведено (с 2006 года (на 2015)  79
Стоимость единицы (2013 год)  около 1,5 млрд. руб.

 

Cу-34 (классификация НАТО: Fullback) — российский многоцелевой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Сухого в 1990-х годах.

 

История Су-34


Концепция универсального самолёта, объединившего в себе требования высокой маневренности и скорости, большой боевой нагрузки и дальности полёта, могла быть реализована только на основе применения новейших достижений аэродинамики и авиационной технологии. К решению этой задачи в середине 80-х годов приступило ОКБ Сухого незадолго до этого передавший в серийное производство Су-27. Работы по созданию новой ударной машины четвёртого поколения, разрабатывавшейся под шифром Т-10В (Су-27ИБ — истребитель-бомбардировщик).

Первый полёт прототипа Т-10В состоялся 13 апреля 1990 года. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей. В 1992-м ОКБ Сухого разработало палубный истребитель-бомбардировщик Су-32ФН (из-за первоначального обозначения машины самолёт также называют «финном», «финкой» или «финляндкой»), ставший через несколько лет Су-34.
28 декабря 1994 года, с аэродрома Новосибирского авиазавода поднялся в воздух первый серийный борт. Весной 1995 года самолет был представлен на авасалоне в Ле Бурже. Самолет был принят на вооружение ВВС РФ в 2014 году.

 

Производство Су-34


Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.

По данным на 2011 год, изготовлено 22 Су-34. 12 и 22 декабря 2011 года на воронежскую авиабазу «Балтимор» прибыло шесть новых бомбардировщиков, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение эти машины.

Начиная с 2015 года планируется выпускать по 18-20 машин в год. Пока все мощности на заводах загружены, но на предприятии идёт масштабное переоборудование. В перспективе ВКС РФ планируют получить 150—200 самолётов этого типа и к 2020 году полностью заменить ими Су-24.

Видео Су-34 : Видео демонстрационного полета на авиасалоне МАКС 2013

 

Боевое применение Су-34


Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, действуя в качестве самолета радиоэлектронной борьбы и подавления систем ПВО.

Порядка 6 бомбардировщиков активно применяется силами ВКС РФ в составе авиационной группировки в Сирии.

На вооружении

На 29 ноября 2015 года ВКС РФ получили 79 машин (из них 11 в 2015 году). Самолет не экспортировался.

По итогам 6 лет эксплуатации на первых 16 серийных самолётах выявились технические проблемы. Самолёты первых серийных поставок, а также предсерийные экземпляры имеют значительные технические отличия друг от друга, что объясняется развитием самого самолёта в течение периода эксплуатации. Были замечены проблемы с нестабильной работой РЛС и прицельно-навигационной системой, что, как заявляют эксперты, является характерными проблемами для всех новых самолётов (так называемые «болезни роста»). На самолётах, поставленных в 2011—2012 годах, большинство данных дефектов были устранены, также, все ранее поставленные самолёты, эксплуатирующиеся на авиабазе «Балтимор», приводятся в полную техническую готовность по мере выявления неисправностей.

Схема Су-34



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Су-34
Тип фронтовой бомбардировщик
Силовая установка два ТРДДФ АЛ-31Ф-М1 по 13,5 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 8 тонн
Практический потолок 17 000 м
Дальность полета 4500 км
Максимальная взлетная масса 44,36 т
Максимальная скорость 1900 км/ч
Размах крыла 14,70 м
Площадь крыла 62 кв. м
Длина 23,3 м
Высота 6,09 м