Ту-160



Туполев Ту-160


Галерея Ту-160

Разработчик  ОКБ Туполева
Первый полет  1981
Единиц произведено (с 1984 года)  35

 

Ту-160 (классификация НАТО: Blackjack) — советский/российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.

 

История Ту-160


В 1960-х годах Советский Союз развивал стратегические ракетные вооружения, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимая в то время, привела к тому, что к началу 1970-х СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного сдерживания, но стратегическая авиация имела в своём распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, уже неспособные преодолеть противовоздушную оборону стран НАТО. Ситуация была не столь критична до тех пор, пока в США, рамках программы AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) не начались работы по созданию бомбардировщика B-1, делающего все самолеты этого типа предыдущего поколения, фактически, пережитком прошлого. В 1967 в СССР году было принято решение начать работы над собственным новым стратегическим бомбардировщиком.

К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было.

К началу 1970-х оба ОКБ подготовили свои проекты. ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС, создаваемом на базе Т-4. ОКБ Мясищева работало над проектом М-18 с изменяемой геометрией крыла.

После того, как в 1969 году ВВС представили новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому самолёту, к разработке также приступило ОКБ Туполева. Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полёта, полученный в процессе разработки Ту-144.

В 1972 году комиссия рассмотрела представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию сложных сверхзвуковых, разработку стратегического самолёта-носителя поручили туполевцам.

Первый полёт прототипа состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Второй экземпляр самолёта использовался для статических испытаний. Позднее к испытаниям присоединился второй лётный самолёт.

В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе.

 

Конструкция Ту-160


При создании самолёта широко применялись апробированные решения по уже созданным в КБ машинам: Ту-144, Ту-22М и Ту-142МС, а часть систем и некоторые узлы и агрегаты перешли в Ту-160 без изменений. В конструкции широко применяются алюминиевые сплавы, нержавеющая сталь, титановые сплавы, композиты.

Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трёхопорным шасси, цельноповоротными стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя НК-32 установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла применяется ВСУ.

Видео Ту-160 : Взлет бомбардировщика Ту-160, город Жуковский

 

Планер интегральной схемы. В носовой негерметичной части установлена антенна РЛС в, за которым следует негерметичный отсек радиооборудования. Центральная неразъёмная часть самолёта длиной 47,368 м включает в себя собственно фюзеляж с кабиной экипажа и двумя отсеками вооружения. Кабина представляет собой единый гермоотсек.

Крыло на самолёте изменяемой стреловидности. Размах крыла при минимальной стреловидности составляет 57, 7 метра. Поворотная часть крыла переставляется по передней кромке с 20 до 65 градусов.

На самолёте трёхопорное шасси с передней и парой основных стоек.

На самолёте установлены четыре двигателя НК-32, являющиеся дальнейшим развитием линейки НК-144, НК-22 и НК-25.

Проекты модификаций

  • Ту-160В (Ту-161)— проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде.
  • Ту-160 НК-74— с более экономичными двигателями НК-74.
  • Ту-160П— проект тяжёлого истребителя сопровождения, на базе Ту-160.
  • Ту-160ПП— самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета.
  • Ту-160К— эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет», в рамках которого на Ту-160 планировалось установить две двухступенчатые баллистические ракеты — дальность действия более 10 тысяч километров.
  • Ту-160СК— самолёт-носитель воздушно-космической системы «Бурлак», способной выводить на орбиту грузы до 1100 кг.
  • Ту-160М— проект модернизации Ту-160, предусматривающий установку нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Способен нести обычное вооружение.

 

Ту-160М2

В 2016 году Министерство обороны России приняло решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в крайней проектной модификации Ту-160М2. Самолет будет иметь базовую конструкцию и двигатели, но все бортовое оборудование будет полностью новым, что должно значительно увеличить боевые характеристики самолета.

Предполагается закупка партии из 50 самолетов, первый из которых должен поступить в состав ВКС РФ в начале 2020-хх годов.

 

Вооружение Ту-160


Изначально самолёт строился исключительно как ракетоносец — носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными БЧ, предназначенными для ударов по площадным целям. В дальнейшем предусматривалась модернизация и расширение номенклатуры возимых боеприпасов.

Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55СМ предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами. Ракеты размещаются на двух барабанных пусковых установках по шесть штук, в двух грузовых отсеках самолёта. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15С.

Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Состоит на вооружении

ВВС России — 16 Ту-160 стоят на вооружении 121-й гвардейского ТБАП 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (авиабаза Энгельс), по состоянию на 2012 год. До 2015 года будут модернизированы и отремонтированы все Ту-160 находящиеся в эксплуатации ВВС России.



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Ту-160
Тип стратегический бомбардировщик
Силовая установка четыре ТРДДФ НК-32 по 25 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 40 тонн
Практический потолок 15 600 м
Дальность полета 14 000 км
Максимальная взлетная масса 275 т
Максимальная скорость 2000 км/ч
Размах крыла от 35,60 до 55,70 м
Площадь крыла 360 кв. м
Длина 54,10 м
Высота 13,20 м