МиГ-29

МиГ-29


Галерея МиГ-29

Разработчик  ОКБ Микояна и Гуревича (МиГ)
Первый полет  1977
Единиц произведено (на 2013 год)  1600
Стоимость единицы (2013 год)  порядка $30 млн

 

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum ) — советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1970-х годов.

 

История МиГ-29


Первые работы по созданию истребителей 4-ого поколения начались в СССР и США в конце 1960-х. Имея на вооружении вполне эффективные истребители МиГ-21 и МиГ-23 СССР не торопился в создании замены для них, однако, полученная разведкой детализация американской программы F-X, детищем которой стал McDonnell Douglas F-15 Eagle, заставило руководство страны пересмотреть свои планы. МиГ-21 был быстрым, но уступал в дальности и вооружениях, а МиГ-23 летал дальше, но был не слишком маневренным. В итоге, в 1969 году был инициирован конкурс на создание ПФИ (перспективный фронтовой истребитель), в котором участвовали бюро Микояна и Гуревича, Сухого и Яковлева. Конкурс выиграло ОКБ МиГ.

Тем не менее, в ходе разработки стало ясно, что сделать абсолютно универсальный самолет слишком сложно и дорого. Было решено разделить программу ПФИ на две: ЛПФИ (легкий), которым занималось ОКБ МиГ, и ТПФИ(тяжелый) за который взялось ОКБ Сухого. Результатом ЛПФИ стал МиГ-29, а ТПФИ, соответственно, Су-27.

Первый полёт прототипа «Продукта 9» — МиГ-29А был совершён 6 октября 1977 года. Из-за задержек связанных с потерей двух прототипов в авариях серийное производство было развёрнуто только в 1982 году на базе московского завода «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29Б начали поступать на авиабазу Кубинка. Машина успешно прошла государственные приёмные испытания в 1984 году, после чего начались её поставки в подразделения фронтовой авиации.

После поставки первых машин стало ясно распределение задач между ТПФИ и ЛПФИ. Тяжёлый Су-27, обладая большим радиусом действия, имел необычную и опасную задачу глубокого воздушного поиска и уничтожения передовой авиационной техники НАТО, меньший МиГ-29 заменил МиГ-23 в фронтовой авиации.

В сентябре 1988 года самолет был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо. Публика высоко оценила новый самолет, хотя и отметила высокую дымность двигателей РД-33, хотя, едва ли это можно назвать боевым недостатком.

 

Конструкция МиГ-29


Самолёт выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. На крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками.

Двигатели ТРДДФ РД-33. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через верхние входы.

Модификации

  • МиГ-29 (9-12) —первая серийная модификация
  • МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация 9-12 для стран ОВД с ограниченными боевыми характеристиками.
  • МиГ-29Б (9-12Б) — экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны, не входящие в ОВД с ограниченными боевыми характеристиками.
  • МиГ-29UPG (9-20) — модернизация МиГ-29Б для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33М-3, а так же части бортового оборудования иностранного производства.
  • МиГ-29 (9-13) — фронтовой истребитель. Отличается от модификации 9-12 наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки.
  • МиГ-29С (9-13С) — дальнейшее развитие модификации 9−13, в номенклатуру вооружения включена ракета Р-77, у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей.
  • МиГ-29СД — многоцелевой истребитель добавлена возможность дозаправки в воздухе, увеличен ресурс.
  • МиГ-29Н — модификация МиГ-29СД для ВВС Малайзии.
  • МиГ-29СМ — модификация МиГ-29С, с возможностью применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность.
  • МиГ-29СМТ (9-17, 9-18, 9-19) — одноместный, модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ. Разработан в 1999—2004.
  • МиГ-29К (9-31, 9-41) — палубный истребитель
  • МиГ-29КУБ (9-47) — палубный учебно-боевой истребитель.
  • МиГ-29КВП — опытный самолёт для отработки трамплинного взлёта и аэрофинишерной посадки.
  • МиГ-29УБ (9-51) — учебно-боевой истребитель, не имеет РЛС.
  • МиГ-29УБТ (9-52) — конструкция близка к МиГ-29СМТ, но всё же является модификацией учебно-боевого самолёта МиГ-29УБ.
  • МиГ-29М/МиГ-29М1 — одноместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
  • МиГ-29М2 — двухместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
  • МиГ-29М/ОВТ — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги переделан из истребителя МиГ-29М бортовой номер 156 (9-15 6-й лётный экземпляр)
  • МиГ-29К — корабельная модификация. Поставляется в состав ВМФ России и ВМФ Индии
  • МиГ-33 (МиГ-29М) (9-15) — многоцелевой истребитель, по сравнению с ранними модификациями МиГ-29 в конструкцию и состав БРЭО внесены значительные изменения, расширена номенклатура вооружения и увеличены топливные баки.
  • МиГ-35 (9-61) — глубокая модернизация МиГ-29М
  • МиГ-35Д (9-67) — двухместный вариант МиГ-35
  • МиГ-29AS — модернизация МиГ-29A для ВВС Словакии по программе МиГ-29СД без системы дозаправки и с изменённым БРЭО.
  • МиГ-29МУ1 — украинская модернизация. На 20% увеличена дальность обнаружения и уничтожения воздушных целей.

Видео МиГ-29 : Демонстрационный полет на авиашоу ILA-2014

 

Эксплуатация МиГ-29


На данный момент ВВС России эксплуатируют 270 единиц. В конце февраля 2012 года Министерство обороны России заключило с самолётостроительной корпорацией «МиГ» контракт на поставку 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. По условиям соглашения, российское военное ведомство получит 20 МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ в 2012—2015 годах. Заключён контракт на поставку ВВС РФ 16 многоцелевых истребителей МиГ-29СМТ.

На вооружении зарубежных стран:

  • Алжир — 25 на 2010 год.
  • Азербайджан — 15 МиГ-29 и 3 МиГ-29УБ куплены на Украине.
  • Бангладеш — 6 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ, по состоянию на 2013 год.
  • Белоруссия — 41 самолет, по состоянию на 2010 год. После распада СССР осталось около 100 самолётов. Часть из них продана Алжиру, Перу и Эритрее.
  • Болгария — 18 на 2010 год. Вьетнам
  • Вьетнам — в 2010 году получено 4 МиГ-29СМТ
  • Израиль — 3 самолета, принадлежащие неизвестной стране, проходили испытания в 1997 году.
  • Индия — 67 МиГ-29, по состоянию на 2013 год. Индия стала первой зарубежной страной, получившей экспортный вариант. С 1986 года поставлено, по различным оценкам, около 70—80 самолётов. Кроме этого, в 2004 году Индия заказала 16 палубных истребителей: 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ. В 2008 году утверждён план о закупке ещё 29 истребителей.
  • Иран — 35 на 2010 год с 1990 года получено, по разным данным, 14 или 17 машин. Ещё какое-то число перелетело из Ирака во время войны 1991 года и поставлено на вооружение.
  • Йемен — 18 на 2010 год.
  • Казахстан — 40 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • КНДР — 35 МиГ-29, по состоянию на 2010.
  • Куба — в 1989—1990 годах получено небольшое количество (по разным данным, 12 или 16 самолётов).
  • Мьянма — 10 МиГ-29, по состоянию на 2010 год. Перу
  • Перу — 17 МиГ-29С/СМТ и 2 МиГ-29УБВ, по состоянию на август 2012 года. Польша
  • Польша — 32 МиГ-29, по состоянию на 2010 год. Сирия
  • Сирия — 19 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Сербия — 3 МиГ-29 и 1 МиГ-29УБ, по состоянию на 2013 год. После распада Югославии все самолёты достались ВВС Союзной Республики Югославия. Большинство было потеряно в войне 1999 года.
  • Словакия — 12 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Судан — 12 МиГ-29, по состоянию на 2010 годТуркмения.
  • Туркмения — 24 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Узбекистан — 30 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Украина — 160 МиГ-29, по состоянию на 2013 год. После распада СССР Украина получила около 240 самолётов.
  • Шри-Ланка — в 2008 году поставлено 4 МиГ-29СМ и 1 МиГ-29УБ.
  • Эритрея — 10 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.

Боевое применение

С момента ввода в строй МиГ-29 участвовал в множестве военных конфликтов. Среди них:

  • Война в Афганистане (1979—1989)
  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Конфликт в Приднестровье (1991—1992)
  • Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)
  • Операция НАТО против Югославии (1999)
  • Каргильская война (1999)
  • Война в Южной Осетии (2008)
  • Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.)
  • Гражданская война в Сирии (2011—н.в.)
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

 Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов

В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.

По данным опубликованными США и НАТО, в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 9 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны.

Стоит отметить, что бои проходили при абсолютном количественном превосходстве в воздухе самолетов НАТО не только по подобным машинам, но и с односторонним применением иных самолётов, например перехватчиков и самолетов ДРЛО, что подтверждается списочным составом ВВС стран участниц конфликта, а также заявленным числом используемых самолётов.

Схема МиГ-29



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ МиГ-29
Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДДФ РД-33 по 8,3 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 2,2 тонны
Практический потолок 18 000 м
Дальность полета 1 430 км
Максимальная взлетная масса 18,1 т
Максимальная скорость 2 450 км/ч
Размах крыла 11,36 м
Площадь крыла 38,06 кв. м
Длина 17,32 м
Высота 4,73 м

НОВОСТИ