МиГ-31

МиГ-31


Галерея МиГ-31

Разработчик  ОКБ Микояна и Гуревича (МиГ)
Первый полет  1975
Единиц произведено (1975-1994)  более 500

 

МиГ-31 (по классификации НАТО: Foxhound) – советский/российский сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича в 1970-х года. Первый советский боевой самолет четвертого поколения.

 

История МиГ-31


Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ Микояна и Гуревича в 1968 году. Базовым стал более ранний истребитель-перехватчик  МиГ-25, однако, новый самолет был значительно переработан.

22 апреля 1976 года начались испытания самолета. Первый этап завершился в декабре 1978 года. Второй этап начался в сентябре 1979 и завершился в сентябре 1980. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение.

 

Техническое описание МиГ-31


Основу системы управления вооружением самолёта составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой  РП-31 Н007 «Заслон». Самолет стал первым в мире истребителем, оснащённым БРЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР) и оставался единственным таким серийным истребителем с 1981-го по 2000 год (когда на вооружение поступил Dassault Rafale).

Конструкция планера

Планер самолёта был разработан на основе планера МиГ-25. Корпус может создавать дополнительную подъёмную силу до 25 %, ракеты полуутоплены в корпус. Доля стали 50 %, титана 16 %, алюминиевых сплавов 33 %.

Двигатели

Двигатели Д-30Ф6 (1979 г.) были разработаны на основе гражданского Д-30 от Ту-134, с форсажной камерой и соплом, двигатель модульный. Для запуска форсажной камеры применяется метод впрыска топлива «огневая дорожка». В процессе создания у двигателя наблюдалось виброгорение в форсажной камере, проблему решили установкой «пятого объединенного коллектора». В двигателе применены сплавы титана, никеля, железа.

Видео МиГ-31 : Видео руление на аэродроме и полетов

 

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа. В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления, работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий, одиночно, а также в составе группы из четырёх самолётов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО. МиГ-31 способен наводить на цели до 4 самолётов МиГ-29, Су-27 без включения радиолокаторов этих самолётов. Возможно восстановление полной картины воздушной обстановки, получаемой по результатам работы четырёх РЛС и восстановление информации триангуляционным или кинематическим методами.

Модификации

С момента выпуска истребитель также разработаны многочисленные модификации самолёта:

  • МиГ-31Б — серийная модификация, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году.
  • МиГ-31БС — модернизированный до уровня МиГ-31Б;
  • МиГ-31БМ — модернизация 1998 года, современная версия для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 машин в МиГ-31БМ. Модернизированные самолёты получат новую систему управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.
  • МиГ-31Д — экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт»;
  • МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория в Жуковском;
  • МиГ-31М — модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;
  • МиГ-31Ф — многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);
  • МиГ-31ФЭ — экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;
  • МиГ-31Э — экспортный вариант с упрощённым БРЭО;
  • Миг-31ДЗ — серийный истребитель-перехватчик, оборудованный новой системой дозаправки в воздухе и оборудованием второй кабины.

Вооружение

МиГ-31 оснащен авиационной 23 мм пушкой ГШ-6-23, 6 точками подвески для ракет и 2 точками подвески для ПТБ).

 

Эксплуатация МиГ-31


Производство первых моделей началось в 1980 году. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.

Производство было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б. На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолётов до версии МиГ-31БМ, первые два поступили в войска в 2008 году.

По состоянию на 2012 год в ВВС России на вооружении стоят 252 истребителя из которых порядка 190 машин боеспособны. Известно, что 60 единиц будет модернизировано до версии БМ, в составе также останутся 30-40 единиц в модификациях ДЗ и БС. Остальные планируют списать.

Так же, около 30 истребителей МиГ-31 находятся на вооружении Казахстана.

Схема МиГ-31



ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ МиГ-31
Тип истребитель перехватчик
Силовая установка два ТРДДФ Д-30Ф-6 по 15,5 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 3 тонны
Практический потолок 20 600 м
Дальность полета 2 150 км
Максимальная взлетная масса 46,2 т
Максимальная скорость 3000 км/ч
Размах крыла 13,46 м
Площадь крыла 61,60 кв. м
Длина 22,69 м
Высота 5,15 м

НОВОСТИ