Як-130



Яковлев Як-130


Галерея Як-130

Разработчик  ОКБ Яковлева
Первый полет  1996
Единиц произведено (2013 год)  70
Стоимость единицы (2013 год) порядка $15 млн (для ВВС РФ)

 

Як-130 (классификация НАТО: Mitten) — российскйи учебно-боевой самолет, разработанный в ОКБ Яковлева в 1990-х годах.

 

История Як-130


В 1970-80-х годах основным учебно-тренировочным самолетом СССР был чехословацкий L-39 «Альбатрос». Для своего времени эта надежная, экономичная и простая в эксплуатации машина была идеальной «летающей партой» для курсантов летных училищ. Однако, к концу века, с появлением истребителей четвертого поколения и их улучшенных модификаций L-39 стал быстро устаревать — тренировок на этом самолете уже было недостаточно для подготовки к таким машинам, как МиГ-29 или Су-27. Возникла необходимость создать новый учебный самолет.

Конкурс на создание нового УБС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях.

ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ. Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны , поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як-130 с итальянской Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка  на завершающем этапе прекратилась. Компания Aermacchi получила всю конструкторскую и техническую документацию на планер самолёта, после чего выпустила собственный учебно-тренировочный самолёт — M-346.

Первый полёт опытный образец совершил 25 апреля 1996 года. Из-за кризиса в экономике работы по сертификации задерживались и закончились лишь в 2009 году.


 

Особенности

Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей, в учебных целях, имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолётов. Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30МиГ-29F-16 и F-15Rafale и Eurofighter TyphoonF-22F-35). Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических МФЦИ (многофункциональных цифровых индикаторах) размером 15×20 см без электромеханических приборов на каждого пилота. В передней кабине есть индикатор на лобовом стекле.

Для повышения ремонтопригодности полностью отказались от композитов, все элементы планера сделаны из лёгких алюминиево-магниево-литиевых сплавов — в отличие от «брата-близнеца» Aermacchi M-346, в котором композиты всё же есть. Самолёт способен взлетать с малоподготовленных (в том числе грунтовых) аэродромов.

Як-130 — летающая парта авиации России. Видео канала Skyships

 

Производство Як-130


Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны), самолёт также производится на Иркутском авиационном заводе.

Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц. Самолет позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК при поставках на экспорт.

В перспективе, данные самолёты должны полностью заменить устаревший парк самолётов чехословацкого производства L-39, по приблизительной оценке это должно произойти в течение 10-13 лет, и стать основной учебно-боевой единицей российских ВВС.

Заказы

  • Россия— по контракту от 7 декабря 2011 года заказано 55 Як-130 с поставкой к 2015 году. Самолёты производятся на Иркутском авиационном заводе. В декабре 2013 года заключён контракт на поставку морской авиации ВМФ 5 Як-130 — первой партии из запланированных для ВМФ ~10 единиц.
  • Бангладеш— в 2014 году заказано 24 самолета
  • Белоруссия— заказано 4 с поставкой в 2015 году.
  • Вьетнам— заказано 8 самолетов.
  • Сирия— заказано 36 Як-130 на общую сумму $550 млн, по состоянию на февраль 2012 года. Первые 9 самолётов планируется передать Сирии до конца 2014 года, а в следующие два года — 12 и 15 соответственно.

На вооружении

  • Россия— 53 Як-130/УБС, по состоянию на 2014 год.
  • Алжир— 16 единиц, по состоянию на 2012 год.
  • Белоруссия- 4, по состоянию на июль 2014 года


 

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Як-130
Тип учебно-боевой самолет
Силовая установка 2 × ТРДД АИ-222-25 по 2,2 тс каждый
Максимальная боевая нагрузка 3 тонны
Практический потолок 12 500 м
Дальность полета 1 850 км
Максимальная взлетная масса 9 т
Максимальная скорость 1000 км/ч
Размах крыла 9,72 м
Площадь крыла 23,52 кв. м
Длина 11,49 м
Высота 4,76 м

НОВОСТИ